Протоиерей Владимир Шутов
Почему дети не слушаются?
Детское непослушание — одна из центральных проблем, беспокоящих родителей. Над ней бьются психологи, педагоги, священники, не говоря уже о папах, мамах и бабушках с дедушками. Почему же дети не слушаются? Есть ли рецепты, по которым можно вырастить покладистого и уважающего старших ребёнка? Нужно ли наказывать за непослушание, и если да — то как? Спросили у отца четверых детей — протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Дети не слушаются. А взрослые?
Думаю, вопрос надо ставить более глобально: почему люди такие непослушные? Рассматривая разные категории, где-то на втором десятке дойдём и до детей. В большинстве случаев оказывается, что взрослые гораздо более непослушны, нежели дети, и даже верующие здесь не исключение. Мы читаем в Священном Писании, что жёны должны быть покорны мужьям, а дети родителям, а то, что касается непосредственно нас, не замечаем. Так что вопрос о послушании надо рассматривать глобально.
В чём корень непослушания? В человеческой гордыне, которая передалась нам через первородный грех. В детях она начинает проявляться очень рано. Если закрывать на неё глаза, она будет расти вместе с ребёнком. Мальчик растёт, становится юношей, потом взрослым мужчиной, а гордыня и непослушание Богу и человеческим законам остаются с ним. Вот он становится отцом — и может ли случиться, что его дети будут покладисты и послушны? Дети такие же, как и мы. Господь дал нам их для воспитания, и каждому взрослому нужно определиться, чем он будет руководствоваться в этом процессе. Каждый избирает что-то своё, не всегда понимая, что в основе воспитания должна быть любовь. Закон любви — высший закон, он выше даже закона справедливости. Какой должна быть любовь, нам известно из слов апостола Павла. Одно из её главных свойств — это долготерпение. Это очень важный фактор общения с детьми.
Глобальный вопрос
Вопрос о детском непослушании только кажется простым. На него нет однозначного ответа, как нет волшебного средства, которое помогло бы сделать их послушными. Скажу сразу: за ним стоят глобальные причины. Поведение наших детей зависит от взаимоотношений людей в целом. Более того: не только в социуме, но и в духовном мире. От этого взаимодействия мы с вами духовно развиваемся, становимся совершенными и можем наследовать Царствие Небесное.
Чтобы дети были более адекватными, надо расширить свои границы и не основываться только на физических законах. Нужно как можно раньше объяснить им, что есть Бог, Творец мира, наш любящий Отец. Он не судья, а адвокат, который погружается в наши общие проблемы. Для Бога нет проблемы родителей и детей: мы все для Него дети. Чем раньше ребёнок узнает об ответственности перед Ним, тем лучше. Если это же чувство обретут в себе и родители, воспитывать будет намного проще.
Зачем слушаться?
Один мой знакомый рассказывал, как бросил курить. Он начал в старших классах школы, и когда мать его спросила, почему он это делает, ответил: «А почему я не должен? Папа курит, и дядя, и крёстный — почему мне нельзя? Только из-за возраста?» Мать ничего не могла возразить, и он продолжил курить, как прежде. А когда через некоторое время он начал воцерковляться, священник объяснил, что такая зависимость может помешать его общению с Богом и в итоге стать помехой на пути в вечность. После этого разговора он иначе посмотрел на свою привычку и захотел избавиться от неё. У него появилась понятная цель: попасть в Царствие Небесное, и совсем не хотелось, чтобы осуществлению этой цели помешала его зависимость от сигарет. Он ясно понял, почему не надо курить. Так и в воспитании. Ребёнок не понимает, почему должен слушаться. Задача родителей — донести до него, что послушание дарит бессмертие, а непослушание губит человека на корню и отправляет его туда, где никогда не было и не будет Света.
В процессе воспитания очень важно, чтобы наши слова не расходились с делом. Как бы мы не убеждали ребёнка, что грубить плохо, он будет считывать, как мы себя ведём. Если мама или папа позволяют себе грубость, это будет делать и ребёнок.
Наше главенство над детьми заключается не в том, чтобы превозноситься, но в том, чтобы вести за собой. Как говорил апостол: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Ребёнок должен видеть пример для подражания. Если взрослый оступается, ни в коем случае нельзя делать вид, что ему это позволено, а ребёнку нет. Надо объяснять, что никто от этого не застрахован.
Если сын или дочь задают какие-то щекотливые вопросы, на них нужно отвечать честно, а не кричать: «А ты уроки сделал? А ну, неси дневник!» — тем самым выбивая почву у него из-под ног. Причём тут уроки, причём дневник, если в это время и в этом месте ему нужен ответ на волнующий вопрос? Если мы ему не ответим, он пойдёт искать ответы в других местах. Но в каких местах ему их искать? Подумайте!
Легко ли нашим детям?
Если взять ХІХ век, когда страна была христианской и всё основывалось на религиозной морали, то можно заметить, что и послушания было больше. В советскую эпоху религия была вне закона, но мораль и нравственность ещё сохранялись, причём взгляд на них был единым в семье, школе, средствах массовой информации, кино и книгах.
Сейчас дети разрываются от разнообразия мнений. Ребёнок — как обоз, который лебедь, рак и щука тянут в разные стороны. Родители говорят о целомудрии, школа активно просвещает во всех возможных сферах, интернет погружает в такую тьму, что делается страшно. И как выжить в таком противоречивом мире? Ребёнок бы и рад быть хорошим, послушным, добрым, целомудренным, но у него нет твёрдой опоры. Родители сказали одно, друзья другое, учителя третье, в фильме увидел четвёртое — и всё, душа разрывается, психологическая травма. Дети замыкаются в себе, грубо отвечают на вопросы, но виноваты ли они в этом?
Уникальная возможность
Господь не даёт нам детей непослушными. Если они такие — значит, это мы где-то недоглядели, не уделили внимания, поленились или не нашли нужных слов. Всё это происходит по немощи человеческой. Однако не надо унывать, потому что у нас есть уникальная возможность — обращаться к Самому Творцу с молитвой о наших детях. Это не значит, что надо раз в день прочитать одну-две молитвы — и поставить галочку, что мы исполнили свой родительский долг. Нет! Где бы они ни были, мы всё время думаем о них и призываем на них благодать Божию, просим: «Господи, помоги им!», «Матерь Божия, покрой их Честным Покровом Твоим!» Призываем в их жизнь весь духовный мир: ангелов, архангелов, святых. Мы признаём свою немощь, и Господь посылает нашим чадам Свою благодать, потому что сами мы ничего не можем.
У нас, родителей, очень много противников. Достоевский писал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Я бы перефразировал: поле битвы — сердца детей. Эта война начинается с рождением ребёнка, и победить в ней без помощи Бога, без молитвы, без воцерковления жизни очень трудно, я бы сказал — практически невозможно.
Нужно ли наказывать?
Не надо быть строгими с детьми — особенно сейчас, когда на них так мощно воздействует отрицательная среда. Порой кажется, что мы рожаем мучеников в мир, которому катастрофически не хватает любви. Эту любовь должны дать мы. Только ей можно что-то изменить. Никакие репрессивные меры сейчас не работают. Порой доводится слышать: «Меня папа ругал, в угол ставил, лозиной бил — и ничего!» Ни в коем случае так не делайте. Сейчас всё по-другому. Тогда и общество было иное, и отношения между родителями и детьми, и люди в целом. В наше время можно действовать только любовью, долготерпением и упованием на помощь Божью.
Когда мы говорим о воспитании и наказании детей, мне вспоминаются замечательные стихи Новеллы Матвеевой:
Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее «Дурёха»,
Если клоун выйдет плохо —
Назову его «Дурак».
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
«Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь плоховато,
Ты сама в том виновата,
И никто не виноват!»
Такие простые строки, но в них сокрыт очень глубокий смысл. Наказание возможно тогда, когда оно соотносится с любовью так, как ложка дёгтя с бочкой мёда. Если вы даёте ребёнку столько любви — тогда наказание будет действенным. Зачастую же получается наоборот: мы даём детям множество наказаний и только ложечку любви. Иногда спрашиваю у взрослых, говорят ли они детям, что любят их? Отвечают: «Они и так это знают!» Из чего, откуда это знание? — «Так я ж его кормлю, одеваю». Но ведь даже животному нужно внимание и ласка, что говорить о детях?! Если они знают о вашей любви — почему бы не говорить об этом снова и снова? Наша задача — дать им уверенность: что бы ни случилось, мы всегда поймём, всегда будем рядом. А наказания… Знаете, в духовной сфере есть такое правило: чем наказываешь, то и сам выполняй. Попробуйте вместе с ребёнком отказаться от телефона или чего-то приятного. Получится?
Оставим «Домострой» в прошлом
Мы всегда должны задавать себе вопрос: имеют ли наши дети перед своим взором пример послушания и уважения к ближним? Если такого примера нет в семье, то откуда взяться послушанию? Тем более, что в обществе не то что послушание, но даже элементарная вежливость становится редкостью.
Это в ХІХ веке папа ложкой о стол ударил — и все послушались. Но «Домострой» хорош для тех времён, когда он был написан. Тогда и люди были жёстче, и нравы иными. Сейчас нужно действовать иначе, особенно в отношении наших детей. Важно выстроить с ними тёплые, доверительные отношения — тогда, возможно, и проблем с непослушанием будет намного меньше.
Беседовала Екатерина Щербакова