Протоиерей Владимир Шутов
Почему для христиан Бог важнее собственных детей?
В 137 году в Риме жила благочестивая женщина по имени София, у которой было три дочери — двенадцатилетняя Вера, десятилетняя Надежда и девятилетняя Любовь. Все они были глубоко верующими христианками. За непоколебимое исповедание веры во Христа девочки были подвергнуты пыткам и казнены на глазах у матери. София погребла обезглавленные тела дочерей и через три дня скончалась. Все четверо через некоторое время были прославлены в лике святых. При чтении их жития у некоторых возникает вопрос: почему для христиан Бог важнее детей? Это ведь так негуманно! Недоумения развеял протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Я христианин, но не знаю, когда и где Бог призывал негуманно относиться к детям. В Евангелии Он призывает любить Бога больше своих близких, говоря о высшем проявлении любви. Человеку нужно разобраться с тем, как выглядит его картина мира. Если он ставит в основу бытия человека, то ему Сам Бог не нужен, так или иначе он будет сосредоточен только на своей жизни. Если же в центр мироздания он ставит Богочеловека, то всё становится на свои места. Мы понимаем, что есть Бог — Творец видимого и невидимого мира, есть люди, сотворённые Им для особого предназначения, и есть цель, поставленная перед каждым человеком — наследовать жизнь вечную. Исходя из этой цели, каждый человек и живёт — заводит семью или принимает монашество, а имея детей — воспитывает их определённым образом.
Сегодня мы вспоминаем подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. У некоторых возникает вопрос: как мама могла допустить такое? Ответ понятен, если разобраться, что мама ставит во главу угла. Если она воспитывала детей для вечности, то поступила правильно. Если для неё вечности не существует — она, конечно, совершила ошибку. Этот выбор каждый человек, каждый родитель делает сам. Она объясняет детям, что есть вечность. В дохристианскую эпоху жила ещё одна такая женщина — мама мучеников Маккавеев. Беседуя с сыном, она говорила: «Бог дал тебе жизнь, и если ты за Него её отдашь, Он возвратит тебе её». И сыну всё ясно, потому что это была верующая семья.
Господь — любящий Отец. Нам, христианам, открыто Его имя — Любовь. Он не требует противопоставления «или Я, или дети». Он говорит: и Я, и дети — мы все должны быть вместе. Возможность спастись Господь даёт всем. Он говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). То есть нам надо отдавать кесарю кесарево, Божье Богу, миру — то, чего от нас требует мир. В воспитании детей нельзя скрывать главного: они созданы для вечности.
Нехристианский мир не может сформулировать, когда человек становится человеком. Не во всех странах считают, что это происходит в момент зачатия. А ведь ещё до рождения родители должны начинать готовить его для вечной жизни! Они должны понимать, что даже если их ребёнок приобретёт весь мир и выучит все языки, какой толк будет от всех этих достижений, если они не приведут его к Царствию Небесному? Родители-христиане пытаются вложить в своих детей жажду жизни с Богом, они учат: что бы ни случилось, никогда не меняйте земную жизнь на веру. Верьте — и обретёте жизнь вечную с Богом. Это — правда. К сожалению, её понимают не все. По словам апостола Павла, если Христос не воскрес — то всё тщетно. Если нет бессмертия — то для чего жить, зачем заводить детей? Они тогда вообще, получается, обуза: если вечности нет, то надо воспользоваться этими несколькими десятилетиями, чтобы прожить их как можно ярче, и дети этому только мешают. А если есть Царствие Небесное — то и дети нужны, и жена, имеет смысл жить, трудиться, воспитывать. Человек ведь будет отвечать за них. Господь спросит: где дети, которых ты просил? Чему ты научил их?
Святая Клеопатра тоже очень любила своего сына, он был её единственной отрадой. И вот он умирает в день совершеннолетия. На её ропот и отчаяние сын ответил — уже из мира горнего: «Мне здесь лучше». Конечно, нехристианину это сложно понять. Мне кажется, люди, которые задают вопросы о гуманности родителей-христиан, просто не понимают, какое место в жизни христианина занимает Бог, кто Он для нас. Не способствует пониманию и эгоизм родителей, которые считают детей своей собственностью. Для Бога что я, что мой ребёнок — одинаково любимые творения. Он хочет, чтобы и он, и я достигли Царствия Небесного. Он говорит, что места там хватит для всех.
Мы помним слова Священного Писания: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:14), — и изречение преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и тысяча душ спасётся вокруг тебя». Задача родителей — любить. Тот, кто подозревает родителей-христиан в недостаточной любви к своим детям, заблуждается. Проблема во взгляде на то, что считать важным и жизнеобразующим. Для нас это Христос. Если наши дети пойдут по стопам Христа, будут верить — мы получим новых угодников Божиих. Но это вопрос веры, а веру разумом не понять.
Наше Священное Писание настолько ёмкое, мощное, неизведанное, таинственное и прекрасное, что невозможно им насытиться. В нём всё восхитительно. Оно неотмирно. Я желаю всем ради наслаждения и радости читать его как можно чаще. Ваша жизнь изменится, вот увидите, и изменится очень заметно. Тогда многие вопросы, которые озадачивали и вызывали недоумение, уйдут сами собой — в том числе и тот, который мы сегодня рассматривали.
Записала Екатерина Щербакова