Протоиерей Владимир Шутов
Почему в Церкви нет праздников, посвящённых Богу Отцу?
В церковном календаре много праздников, в которые мы вспоминаем земную жизнь Иисуса Христа. Сегодня мы празднуем День Святого Духа. А почему у нас нет ни одного праздника, посвящённого Богу Отцу? Отвечает протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Человек проводит аналогию: раз есть праздники, посвящённые Иисусу Христу — второму Лицу Пресвятой Троицы, — и праздник Духа Святого — третьему Лицу, то должен быть и праздник, посвящённый Богу Отцу. Почему Его обидели, не установив дня почитания? В таком подходе есть ошибка. Дело в том, что в нашей Церкви нет праздников, посвящённых Иисусу Христу. Все они посвящены событиям жизни Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он принял образ человека, воплотился и прожил человеческую жизнь, со всеми её этапами — от рождения до смерти. Церковь постепенно добавляла эти этапы в свой богослужебный календарь. В итоге он сформировался в том виде, который мы имеем сегодня. Было время, когда он был иным — например, не праздновалось Рождество Христово, представляете?
Каждый церковный праздник имеет глубокий духовный смысл, устанавливает связь с определённым историческим событием, мы буквально переживаем его, духовно обновляясь.
Ответы на многие вопросы современных христиан содержатся в текстах Священного Писания. Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, уже задавал апостол Филипп. Он озвучил то, что интересовало всех апостолов. Произошло это перед тем, как Спаситель отправился на Крестные страдания. Вот как об этом повествует Евангелие: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:8-11).
Праздники нашей Церкви не посвящены Лицам Пресвятой Троицы. Это праздники не ипостаси, а события. Мы празднуем не день Духа Святого, но Сошествие Духа Святого. Крещение — это Богоявление, в котором являются и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой. Мы не делим Пресвятую Троицу, это неправильно. Троица единосущна и нераздельна. Потому в каждый праздник, который, как нам кажется, посвящён Иисусу Христу, прославляется вся Пресвятая Троица.
Приведу такой пример. Благовещение — это чей праздник? В Евангелии об этом событии сказано так: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Так чей же это праздник? Духа Святого, Который найдёт на Богородицу? Или Бога Отца, о Котором сказано: «Сила Всевышнего осенит Тебя»? Или Иисуса Христа, Сына Божия, Который получит плоть от Девы Марии? Это праздник всей Пресвятой Троицы.
Замечу, что и храмы в честь отдельной ипостаси не освящаются — потому что Троицу мы не разделяем, это единое Существо, абсолютное Единство. Если видим Свято-Духовский храм, это значит, что он освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа.
Каждый праздник — будь то двунадесятый или великий — посвящён Богу. Как и храмы: могут быть освящены в честь того или иного святого или праздника, но посвящены все Богу. В каждом из них люди собираются вокруг Христа. Там возносятся молитвы Ему. Учение Церкви говорит, что Бог Един. Мы не можем разделять то, что неразделимо, не можем отдельно почитать Лица Пресвятой Троицы — тогда мы не будем христианами.
Сегодня мы обращаемся с молитвой к Духу Святому, Церковь возвращает в обиход молитву «Царю Небесный», по которой мы так соскучились. Человек осознал свою немощь, понял, что не может сам победить грех. Грех накапливается, душа загрязняется им, и сколько бы христианин ни очищал её, сил на победу у него нет. Осознавая это, он отдаёт душу свою Богу и говорит: «Да будет воля Твоя!» Говорит Святому Духу: «Приди и очисти меня от всякой скверны». Здесь — смирение и сокрушение, а мы знаем, что смиренным Господь даёт благодать. Обращаясь к Духу Святому, мы не отделяем Его от Отца и Сына. Призывая Его, мы призываем всю Пресвятую Троицу.
Нам нужно изучать Священное Писание, читать его внимательно, и Господь нам всё откроет. Все вопросы, которые нас волнуют, не раз задавали до нас. Наша задача — постараться стяжать усидчивость и молиться Богу о даровании понимания Библии.
Записала Екатерина Щербакова