Протоиерей Владислав Шестаков
Почему званых много, а избранных мало?
В Неделю 28 по Пятидесятнице в храмах читается притча о званных на брачный пир (Лк. 14:16-24). Можем ли мы считать себя избранными в противовес «званому» еврейскому народу, так и не узнавшему своего Спасителя, или всё гораздо сложнее? Над притчей размышлял настоятель храма Озерянской иконы Божией Матери в Озеряновке протоиерей Владислав Шестаков.
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Эту притчу рассказал Христос, когда находился по приглашению в доме некоего фарисея. Как и всегда, слова Христа универсальны. Они вне времени, потому что актуальны и две тысячи лет назад, и сейчас. Они вне пространства, потому что адресованы не только той конкретной аудитории, где находился Спаситель, но и всем нам.
Конечно же, контекст Евангелия указывает нам прежде всего на тех, кого в прямом смысле нужно считать зваными. Иудеи по обетованию Божьему должны были в своей среде увидеть Христа, узнать в Нём Бога и своего Спасителя. Пророчества, произнесённые за несколько тысячелетий до рождения в мир Христа, готовили их к этой встрече. Иудеи знали все приметы пришествия Мессии в мир. Им оставалось только поверить Ему. Но они, званые, отказались от участия в этом пире веры. Тогда и были приглашены те, кого никто никогда не приглашал: нищие, увечные, хромые. Это языческие народы. Они были духовно нищими и увечными, калеками, потому что им никто не говорил об Истинном Боге, о пришествии в мир Христа. Они не были в этом воспитаны, но с радостью приняли Евангелие — благую весть о Христе. Так избранными стали именно они.
Сейчас ситуация изменилась. Язычество почти изжило себя, а христианство стало господствующим. Огромное количество поколений воспитано в христианстве, так что по праву христиан можно теперь считать зваными. За современного христианина полдела уже сделали его родители или родные. Большинство людей, как правило, в детстве были крещены и получили минимальную базу навыков и знаний, необходимых для духовного роста и развития. В этом случае уже не придётся искать дорогу, сомневаться, проверять. Нас за ручку уже привели и поставили на правильный путь. От нас только требуется твёрдо идти по нему.
Званые призваны стать наследниками, гражданами Царства Божия, которое, по словам Христа, «внутри нас есть». Никакое царство не может существовать без царя, без правил и законов. Имя нашего Царя мы носим, называясь христианами. А вот быть наследниками Царства Божия или не быть, зависит во многом от нашего желания. Желание достичь этого Царства — это не какая-то абстракция, а образ жизни, который складывается из конкретных поступков, действий и нашего поведения в целом.
Простой пример. Во время литургии в наших храмах присутствует какое-то количество людей. Перед причащением звучит конкретный и всем понятный призыв приступить со страхом Божиим и верой. К чему приступить? К пиру веры, о котором нам сегодня говорит Евангелие. И почему-то большинство «званых» в этот момент находится вообще далеко от храма, даже если это выходной день, а из тех, кто в храме, на этот призыв откликается совершенно небольшой процент верующих. Подобных примеров можно приводить десятки и сотни. Евангельская притча о званных на пир как раз и побуждает нас задуматься, в чём причина такого положения дел. Почему званых много, а избранных мало?