27 декабря 2015 г.
Поиск Бога несовместим с суетой
27 декабря, в Неделю 30 по Пятидесятнице, святых праотец, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь святого мученика Виктора г. Димитров. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодняшний воскресный день называется Неделей святых праотец. В этот день перед Рождеством всегда поминают праведных мужей и жен, которые жили до Рождества Христова. Главная добродетель тех, о ком нам говорит Священное Писание — их вера. Именно эта добродетель привела их к праведности, именно за это их прославляет Церковь. Вера в грядущего в мир Мессию, Христа Спасителя, делала их жизнь праведной. Они считали, что добрыми делами и праведной жизнью они приближают тот час, когда в мир придёт Спаситель. Праведность нужна была им не сама по себе, а для того, чтобы произошла эта встреча. Этой встречи они ждали, к ней они стремились.
Мы все готовимся встретить Рождество Христово — праздник, который наступит меньше, чем через две недели. И Церковь напоминает нам о людях, которые тоже этой встречи ждали. Конечно, мы на них не можем быть похожи — после того, как в мир пришёл Христос, поменялось всё. Изменился мир, поменялись правила, по которым люди живут на этой земле. Кроме веры и надежды, у людей появилась вечность. Была создана Церковь. Благодать Духа Святаго пребывает среди нас, мы можем прийти в храм и причаститься Тела и Крови Христовых. У ветхозаветных праведников всего этого не было. Они не могли так тесно соединиться с Богом, как мы можем это сделать сегодня.
Вера, с которой праотцы ждали пришествия в мир Спасителя, не перестала быть нужной и после Рождества Христова. Она не перестала быть подвигом и необходимым условием спасения для каждого человека, который ищет Бога.
Без веры невозможно угодить Богу и прийти к Нему, стать наследником Царства Божия и жизни вечной. Что же такое вера? Каким образом человек становится верующим, и чем он отличается от человека неверующего? Часто говорят: чтобы стать верующим, нужно много читать и много знать или иметь великих учителей и наставников. Но вера, хотя и пользуется разумом и рассудком, обретается не с их помощью.
Я сейчас не хочу противопоставить разум и веру. Рассудок тоже дан человеку Богом, и от него нельзя отказываться ради веры. Им нужно пользоваться. Вера не призывает нас отказываться от рассудка. Для того чтобы верить, не нужно перестать думать. Но инструменты, с помощью которых мы познаём Бога, способы познания этого мира — не только рассудок, ум. С помощью ума мы познаём очень многое. Мы пользуемся умом как инструментом и благодарим Бога за то, что он у нас есть. Но кроме ума, есть и другие способы познания мира.
Бывают вещи, которых мы не понимаем умом, но чувствуем сердцем. Так бывает в отношениях между людьми, когда ты сердцем начинаешь чувствовать близость другого человека. Кто-то может стать нашим другом, а кто-то нет. От кого-то мы сторонимся, и нам тяжело бывает с ним общаться. Мы познаём это не умом, не рассудком, а сердцем. Мы говорим: «у человека доброе сердце» или, наоборот, «злое сердце». Бывает, что человек с добрым сердцем ничего особенного не говорит, но рядом с ним хорошо, приятно и уютно. Напротив, человек может быть очень умным, каким-нибудь доктором наук, у него даже может быть Нобелевская премия, но рядом с ним трудно, потому что у него злое сердце. Этого человека все сторонятся.
Мы познаём мир не только рассудком, но и сердцем. Есть ещё внутри нас интуиции, с помощью которых мы различаем красоту и безобразие. Красивое мы отличаем от уродливого не потому, что ум нам это подсказывает. Рассудок здесь бессилен — нет такого стандарта, который можно выучить и, пользуясь им как линейкой, потом говорить: это красиво, а это нет. Красоту мы тоже познаём неким внутренним чувством, которое невозможно объяснить — просто замираешь перед чем-то и говоришь: «Какая красота!» А бывает наоборот — смотришь, и появляется ощущение разочарования: как уродливо, как неправильно, так не должно быть. И это ощущение, которое заложил в нас Господь — тоже способ познания мира.
Вера — это тоже определённый способ познания. Но не этого материального мира, не тех отношений между людьми, без которых этот мир не существует, и не той видимой красоты, которая в этом мире есть. Вера — это способ познания Бога, стремление к Богу, которое заложено в сердце каждого человека.
У одних людей это чувство развито — люди стремятся к Богу, ищут Его, идут к Нему, следуют за Ним, Ему посвящают свою жизнь. А у других это чувство не возникает — им без Бога хорошо, им Бог не нужен. И дело не в том, что такой человек умнее всех остальных людей, и поэтому стал атеистом. Чаще бывает наоборот: умные люди быстрее становятся верующими. Но здесь нужно понимать, что не рассудком мы выбираем веру, а есть что-то такое в нашем сердце, что заставляет нас искать Бога, к Нему стремиться.
Вера может угаснуть в человеке, но может и, наоборот, пробудиться. Между добрым сердцем, добрыми делами и верой есть взаимосвязь. Когда человек начинает совершать добрые дела, удаляться от суеты, мирского шума, всякого неподобства, в его сердце появляется ощущение того, что ему нужен Бог. В человеке просыпается желание быть с Богом и Его искать. А если человек постоянно пребывает в суете, каких-то делах, которые заставляют его не слушать свою совесть, то и потребности быть с Богом у него не возникает.
Для того чтобы потребность быть с Богом проявлялась в каждом из нас, не заглохла и не пропала, нужно хотя бы два минимальных условия: иногда отказываться от суеты, чтобы побыть в тишине, и всегда жить по совести, совершая добрые дела. Только в этом случае мы заметим в себе желание искать Бога и быть с Ним. В противном случае можно прожить всю жизнь, так и не встретившись с этим желанием в своём сердце.
Вера — это не сумма доказательств, не поиск очередного убеждения. Можно прочесть Библию, закончить семинарию — и при этом быть неверующим человеком. Вера появляется не оттого, что ты прочитал много книг. Она появляется, когда ты начинаешь творить добрые дела, жить по совести, видеть красоту, которая тебя окружает, и восхищаться ею, беречь её и стремиться к ней. И тогда наравне с этим в человеке пробуждается желание быть с Богом, искать Его.
Ветхозаветные праведники отличались от других людей не тем, что они прочитали на одну книгу больше или имели какие-то особые тайные знания, которых не было ни у кого, но тем, что они хотели быть с Богом, искали Его и стремились к Нему. А ради того, чтобы это произошло, они жили по совести. Они не позволяли себе нарушать заповеди Божии, и от этого их вера становилась всё сильней. Мы знаем этот закон, его знали и древние люди, в том числе и язычники: подобное тянется к подобному. Пьяница ищет пьяницу, художник ищет художника, рыбак ищет рыбака, чтобы поговорить с ним о рыбалке. А добрый человек ищет Бога. И не может человек это внутреннее стремление к Богу заменить знаниями.
Почему мы в храмах не организовываем уроки? Протестанты говорят: вы неправильно всё делаете, надо изучать Библию. Священное Писание надо изучать, но от этого мы не становимся ближе к Богу, и мы это понимаем. Поэтому, когда собираемся в храме, мы и Слово Божие читаем, и молимся, и на исповедь зовёт священник, чтобы мы покаялись в грехах, и проповедь звучит о Боге. Но самое главное — нужно постоять в тишине в храме, наедине со своим сердцем и совестью.
Два часа, которые вы отдаёте в воскресный день, чтобы прийти в храм и побыть с Богом — это способ выжить. Если этого в нашей жизни не будет, если мы даже этих двух часов не найдём, чтобы прийти в воскресенье на литургию, а накануне на вечернюю службу, то наша вера пропадёт. Стремление к Богу в нас угаснет, как гаснет костёр, в который не подкладывают дрова.
Бывает, что человек начинает думать: «Я живу, и мне хорошо. У меня есть здоровье, деньги, семья. И Бог мне не нужен». Это самое страшное, что может произойти с человеком и с народом, потому что тогда человек перестаёт быть человеком. Бог человеку нужен. Без Бога невозможно построить нормальную жизнь здесь, на земле. И в вечности мы будем только с Богом или без Него. Выбор мы делаем сегодня.
Человек пользуется от Бога всем, но Бог ему не нужен — что это, как не неблагодарность, крайнее отупение, крайнее расчеловечивание человека? Когда человек утверждается в том, что Бог ему не нужен, начинается и другой процесс. Человек без Бога — это страшное существо, которое способно на всё, на любой грех ради того, чтобы быть в своём благополучии. Ради своего спокойствия и уюта такой человек готов других людей лишать мира, спокойствия и благополучия, что мы и видим. Поэтому быть с Богом — это не только главное достоинство человека, но и способ выжить, возможность чему-то научить своих детей и возможность наследовать жизнь вечную.
Вот почему накануне праздника Рождества Христова мы вспоминаем святых праотцев и их великую добродетель: не имея того, что имеем мы, они всё равно были с Богом, потому что сердца их были добрыми, и они умели в окружающей красоте этого мира рассмотреть добрым сердцем невидимое присутствие Божие, стремиться быть с Ним. Дай Бог, чтобы и у нас это желание не угасало, чтобы оно было самым главным в жизни каждого из нас, ведь именно поэтому мы христиане, и чтобы праздник Рождества Христова был радостью встречи с Тем, Кто является самым главным в жизни каждого христианина.