Рождественское послание архиепископа Горловского и Славянского Митрофана
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, архиепископа Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии
Украинской Православной Церкви
Слава в Вышних Богу, и на земли мир,
дарова бо пришествие Твое, Спасе наш,
слава Тебе.
Служба Рождества Христова, стихира на литии, гл. 1
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сегодняшний день наполнен радостью. Небо и земля радуются пришествию в мир Христа Спасителя, ангелы и люди единым хором воспевают Его безграничное милосердие к человеческому роду. Радость собрала нас сегодня в храме, ставшем Вифлеемской пещерой, вокруг яслей Богомладенца Христа.
Чему же мы радуемся? Что изменилось в жизни человечества две тысячи лет назад? Если попытаться охарактеризовать одним словом состояние человека после грехопадения, это будет слово одиночество. Нехорошо быть человеку одному, — сказал Бог перед тем, как сотворить Еву (Быт. 2:18). И действительно, человек устроен так, что может полноценно жить только в общении с Богом и другими людьми. Через общение раскрывается личность, в общении мы учимся новому и исправляем свои ошибки. С общения начинаются и дружба, и любовь, и святость.
Диавол предложил Адаму то, от чего страдал сам — ложную самодостаточность. Адам согласился. Он не знал, что невозможно стать богом, не научившись жертвенной любви. Для тех, кто стремится к совершенству ради самого совершенства, все остальные автоматически становятся конкурентами — и люди, и Сам Бог. Конкурентов не любят — с ними соперничают. Так обманутый человек вместо бога стал богоборцем. Он сам выстроил стены между собой и Богом, между собой и ближним, между собой и всем творением. Один поступок повлёк за собой цепочку следствий, в конце которой — вечная смерть.
После грехопадения мы можем говорить о людях как о человечестве только условно: единого человечества не стало. Остались одинокие люди, которые не могли найти общий язык друг с другом, убивали и порабощали своих же братьев — и в свою очередь терпели от них. Казалось, что это разделение непреодолимо. Но Бог, Который всем желает спасения, вошёл в человеческую историю, чтобы развернуть ее в иную сторону.
Бог принял человеческую природу, чтобы исцелить её от всех последствий грехопадения. Господь позволил людям-грешникам распять Себя — и Своим Воскресением победил нашу смерть. Христос открыл нам Царствие Небесное — вечную жизнь и вечную радость взаимной любви, которая для любого человека может начаться уже здесь и сейчас.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом — уже по-настоящему. Если вглядеться в земную жизнь Спасителя, начало которой мы сегодня празднуем, мы увидим и тот единственный путь, по которому мы сможем прийти к этой цели. Путь этот — жертвенная любовь.
Бог пришел в мир, чтобы спасти всех. Принять это как данность легко, пока слово все остается абстрактным. Но как только мы начинаем наполнять его конкретным смыслом, оказывается, что Бог воплотился, умер на Кресте и воскрес не только ради меня, но и ради соседа, который слушает громкую музыку, когда хочется тишины, и ради грубого кондуктора в автобусе, и ради коллеги с возмутительными политическими взглядами. Ради всех, кого я не люблю, и ради всех, кто не любит меня.
Бог любит всех нас и каждому из нас хочет подарить радость любить и быть любимым. Эта радость несравнимо больше всех наших разногласий и разделений. В ней — и детский восторг Рождества, и невместимый свет Пасхи, и огонь Пятидесятницы. В ней — победа над злом, над смертью, над всеми человеческими страхами. И радость эта дана нам не на краткий миг, а навечно. Теперь мы знаем, зачем Христос родился в мир. Отныне у человека есть выбор: войти в радость Господа своего или остаться в плену мнимой самодостаточности, отказываясь от общения любви ради соперничества и вражды.
Как же войти в эту радость? Принять, что она не для тебя одного, а для всех людей, и жить соответственно. Отказаться, по слову апостола Павла, от гнева, ярости, злобы и лжи (Кол. 3:8–9), понять, что в Церкви нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3:11), — здесь все христиане, и это важнее политических пристрастий и взглядов на другие второстепенные вещи. Неслучайно самое важное богослужение Церкви, во время которого Бог открывает человеку возможность теснейшим образом соединиться с Ним, называется литургией, то есть общим делом.
К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены? — в наше неспокойное время, когда между людьми сеется ненависть и вражда, этот вопрос священномученика Климента, епископа Римского, приобретает особое звучание. Он обращён к каждому из нас.
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы, — продолжает ту же мысль апостол Павел (Кол. 3:12–13).
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новолетием! Пусть Господь поможет всем нам научиться уважать и любить друг друга и введет всех нас в Свою радость!
С Рождеством Христовым и Новолетием!
Божией милостью смиренный
архиепископ Горловский и Славянский
Рождество Христово — 2014 — Горловка