Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

«Православие» митрополита Илариона (Алфеева): фундаментальный труд о нашей вере

«Православие» митрополита Илариона (Алфеева)Как мы не боремся на страницах нашего сайта с мифами и суевериями, связанными с православием, они по-прежнему пышно цветут в сознании многих верующих — причём не только новоначальных. Причина этого — очень низкий уровень знаний о Церкви и христианском вероучении. К счастью, эта проблема решаема, поскольку на сегодняшний день у нас есть возможность изучить свою веру. Сайты, YouTube-каналы, передачи, лекции, интервью — но в первую очередь, конечно, литература. Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, предлагает непременно прочитать книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Православие», которая раскрывает глубину и красоту нашей веры во всей полноте и многообразии.

Митрополит Иларион (Алфеев) — один из самых известных богословов, публицистов, патрологов нашего времени. Он адекватно мыслит, замечательно пишет, к тому же чужд религиозного фанатизма. Его труд «Православие» — фундаментальное исследование нашей веры в двух томах. Сразу скажу, что эта книга есть в бесплатном доступе в интернете. Её нужно читать всем — и верующим, и неверующим, и тем, кто десятилетиями ходит в храм, и тем, кто только переступил его порог.

Почему она такая универсальная? — потому что рассказывает обо всём, что касается православной веры. Главное — «Православие» повествует об учении нашей Церкви, о том, как оно вплетено в богослужебный строй — этому посвящён первый том. Также благодаря ему мы познакомимся с глубинами церковного искусства и музыки, научимся понимать их — соответствующие темы рассматриваются во втором томе. Думаю, что после прочтения у человека изменится отношение к службе и всему, что окружает в пространстве храма. Он увидит всё это более осознанно.

Чем эта книга отличается от катехизиса? — тем, что она намного шире и масштабнее. Практически все катехизисы, какие я читал, написаны в формате вопрос — ответ, плюс они лаконичны и суховаты в плане языка. В них рассказывается о догматических основах нашей Церкви. Труд митрополита Илариона глубже, чем катехизис, «Закон Божий» и «Новая скрижаль» вместе взятые. Он рассказывает не только о взгляде Православной Церкви на тот или иной вопрос, но затрагивает вероучение католиков и протестантов — причём не с точки зрения осуждения, а очень деликатно. Мы сможем разобраться, почему западное богословие отличается от нашего и противоречит опыту святых отцов, на которых, по идее, должно опираться. Почему, наконец, оно порой противоречит даже Священному Писанию. Вот эта составляющая трудов митрополита Илариона просто прекрасна: он помогает сравнить вероучения и понять суть их различий.

Митрополит Иларион (Алфеев) — человек энциклопедических знаний, но пишет, как и говорит, очень понятно. У читателя не возникает ощущения, что он загнан в угол интеллектом автора. Всё рассчитано на то, что книгу возьмёт в руки очень широкий круг читателей. Мне кажется, митрополит Иларион стал так писать после «Таинства веры» — книги, которая пережила более двенадцати изданий и до сих пор пользуется огромной популярностью.

Труд «Православие» очень объёмный. Каждый том насчитывает около семисот страниц, но пусть вас это не пугает: читаются они легко и быстро. Каждый том поделён на три раздела, каждый раздел — на главы, главы — на части, что очень помогает читать. Главное, что надо помнить — все части несут очень много полезной и нужной информации, поэтому советую не бросать и прочесть всё полностью. По этой книге можно не только готовиться к поступлению в семинарию или изучать какие-то темы, она вполне может стать вашей настольной книгой, потому что спектр освещаемых в ней вопросов очень велик. Предполагается, что должен выйти и третий том, но когда это произойдёт — пока неизвестно: из-за загруженности митрополита Илариона его выход отложен.

Может возникнуть вопрос: зачем читать «Православие», если можно изучать святых отцов? Отвечу: митрополит Иларион как раз и познакомит нас со святыми отцами, как патролог расскажет, кто из них писал о литургической стороне жизни Церкви, а кто — о мистической и богословской. Мы познакомимся не только с древними святыми, но и с великими богословами нашего времени, откроем для себя мир православия намного шире, чем ранее его себе представляли. Мне кажется, каждый обратит внимание на то, что ему интересно. Например, мне в своё время хотелось разобраться с догматическим богословием. Эта сфера казалась мне очень скучной и сложной, однако благодаря митрополиту Илариону я осознал, что догматика может быть понятной.

В книге много иллюстративного материала, что тоже прекрасно. На полях есть сноски на труды святых отцов по тому вопросу, который вы изучаете. Думаю, читать эту книгу надо с карандашом, чтобы делать пометки и вникать в суть как можно глубже. Я рекомендую её всем нашим читателям. Такая литература незаменима не только для просвещения, но и для искоренения различных суеверий и предрассудков, которых, к сожалению, очень много в церковной среде. Как писал о книге сам митрополит Иларион, «это попытка осмысления Православия во всём его многообразии, в его историческом и современном бытии, — осмысления через призму собственного восприятия автора».

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Царство Небесное есть добродетельное житие, мучение адское — страстные навыки.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100