Протоиерей Олег Хижняков, священник Олег Кручинин, Мария Цырлина
Предательство Бога
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26:14-16).
Что послужило предательству Иуды? Если жадность — то почему он бросил сребреники и удавился? Если жажда земной власти и разочарование во Христе как в земном царе, то почему сказал «согрешил я, предав Кровь неповинную»? Почему платой за Христа стали тридцать сребреников? Для чего Господь причастил Иуду, и могло ли быть прощение для предателя?
Как нам самим невольно не предать Христа в современном мире, где на каждом шагу раскинуты соблазны? Можно ли скрывать свою веру ради работы с хорошей зарплатой, ради того, чтобы не стать объектом буллинга в школе? Не скрывать своих убеждений, но поступать как все, чтобы не выделяться? Как быть, если действительно предал Бога, отрёкся от Него перед кем-то из малодушия или сознательно перед Самим Богом по причине случившихся бед и страданий? Есть ли путь назад, и каков он? Что делать, если не можешь всю жизнь плакать об этом, как плакал о своём отречении апостол Пётр?..
Священник Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра:
Предатель или жертва? Версии о причинах поступка Иуды
Поступок Иуды Искариота, за 30 сребреников предавшего Иисуса Христа в руки воинов и первосвященников, на первый взгляд, казалось бы, понятен. По словам евангелиста Иоанна Богослова, Иуда по характеру своему был «вором». Соблазнившись деньгами, он указал на Учителя, когда тот молился в Гефсиманском саду. Но затем, поняв, что погубил «кровь невинную», вернул деньги, бросив их в храме. После чего «вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:3-5).
Иуда — это символ предательства, алчности и сребролюбия. Так как преступное деяние Иуды, заклеймившее его позором на веки вечные, произошло в среду, православные христиане на протяжении всего года, за исключением всего лишь нескольких недель, каждую среду постятся. А в службе Великой Среды на Страстной седмице прославляется жена-«грешница», возливавшая драгоценное масло на Христа Спасителя, и порицается сребролюбие Иуды.
Давайте вспомним, что говорит об этом эпизоде Евангелие. «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3-6).
В чём были мотивы Иуды?
Казалось бы, на этом в разговоре об Иуде можно ставить точку. Но всё-таки ряд вопросов не позволяет закрыть эту тему так быстро. Мотивы поступка Иуды всегда интересовали тех, кто читает Библию внимательно. Ещё во II веке возникло предположение, что роль Иуды в евангельской истории была предопределена, и что его предательство было необходимо для подвига Христа. Возникла секта, которая считала его святым. Затем эта мысль развивалась.
В XIX–XX веках об Иуде было написано немало художественных и философских произведений. В наши дни о нём снимают фильмы, содержание которых не всегда соответствует каноническому учению Церкви.
Кратко вопросы об Иуде можно свести к следующим темам.
1. В чём мотивы поступка Иуды: если жадность, то почему бросил сребреники и удавился? Если жажда земной власти и разочарование во Христе как в земном царе, то почему сказал «согрешил я, предав кровь невинную»? Почему после своего раскаяния он повесился, совершив непростительный грех?
2. Иисус Христос сам избрал Иуду в число двенадцати апостолов. Вместе со всеми Иуда исцелял больных, изгонял бесов и повсюду следовал за Христом, будучи хранителем апостольской казны. Неужели Господь не знал, что было на сердце у Иуды? Зачем же Он тогда позволил приблизиться к Себе такому человеку?
3. Господь неоднократно повторял ветхозаветные пророчества, что Ему, как Мессии, предстоит пострадать, быть распятым и воскреснуть. Может быть, тогда поступок Иуды был предопределён свыше, и он сам помог Христу осуществить план спасения человечества?
Иерусалим и его окрестности
«Житель пригорода» или «убийца»?
В Евангелии о личности Иуды сказано немного. Не раскрываются и мотивы его поступков. Евангелисты могли их до конца не знать. Более того, доподлинно нельзя сказать, что означает слово «Искариотский».
Это либо «человек из Кариота» — города в Иудее (тогда он был единственным апостолом из колена Иуды, а остальные — евреи из Галилеи). Либо «лживый человек» — по-арамейски «ишкарья». Либо Искариот — это искаженное греческое слово sikários («сикарий»; «вооруженный кинжалом», «убийца») — так иногда называли зелотов, участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее.
Есть и еще одна версия, по которой «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода». В те годы Иерусалим был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, в одном из которых мог жить Иуда.
Надежды на земное господство
В апостольской общине Иуда занимал явно не последнее место. Иуда был казначеем и хранителем казны. Полученные от жертвователей деньги частично раздавали нищим, частично тратили на пропитание Иисуса Христа и его учеников. Понятно, что бухгалтерский учёт там вряд ли вёлся, поэтому Иоанн Богослов не зря назвал Иуду «вором». Вполне возможно, у казначея была возможность запустить руку в казну не раз, и помимо пресловутых 30 сребреников в укромном месте у Иуды была накоплена гораздо большая сумма.
По словам евангелистов Луки и Иоанна, в Иуду вошёл сатана. Поэтому все его действия по предательству Христа нужно рассматривать через призму проявления в нем бесовской силы.
Апостолы, как и большинство иудеев, видели в Иисусе грядущего земного царя. Наверное, в этом ключе мыслил и Иуда. Вспомним, как Иаков и Иоанн мечтали воссесть в грядущем царстве рядом с Господом по правую и левую сторону. А может быть, Иуда видел себя уже придворным министром? Надежды на земное господство были весьма велики.
Возможно, Иуда надеялся, что оказавшись в плену, Иисус наконец-то проявит Своё превосходство — и власть римских оккупантов будет разгромлена. Узнав о пленении Спасителя, народ мог бы подняться на восстание, а это тоже привело бы к свержению власти. Поэтому помимо жажды наживы тридцатью сребрениками (кстати, эту сумму предложили первосвященники, а не сам Иуда), у него могли быть и другие, более глобальные мотивы.
«Подобные соображения ещё в древности привели некоторых учителей Церкви к мнению, что Иуда не желал и не ожидал смерти своего Учителя, предполагая, что Он найдёт средство, естественное или сверхъестественное, избавиться от рук врагов Своих невредимо», — писал в XIX веке святитель Иннокентий Херсонский. Однако, по мнению святителя, главной причиной предательства всё же была страсть к наживе.
Тайная Вечеря
«Лучше было бы… не родиться»
Конечно же, Господь знал, что Его ожидает распятие. Он знал, что один из учеников Его предаст. Но Иисус Христос никогда не подавлял свободную волю человека. Он давал возможность Иуде раскаяться на Тайной вечере, когда тот находился рядом с Ним. Он всё ещё ожидал от него покаяния в Гефсиманском саду. Но Иуда Искариот так и не покаялся. У него не хватило силы духа сказать Божественному Учителю всего лишь одно слово: «Прости!»
В итоге Господь был арестован и вскоре казнён. Пребывая в глубоком отчаянии и не понимая, как и ради чего дальше жить, Иуда вернул первосвященникам деньги и покончил жизнь самоубийством. Он так и не дал возможности Господу себя исцелить.
Тут и сбылись слова Иисуса Христа: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:23). В этих словах заключается евангельский ответ на вопросы, касающиеся мотивов и характера поступка Иуды.
Было ли предопределено свыше, что Мессии надлежит пострадать и воскреснуть? Да.
Было ли написано на роду Иуды, что предателем станет именно он? Нет.
Если бы Иуда не предал Христа, кто мог бы Его предать? Кто угодно. По сути, Его предали в той или иной степени остальные одиннадцать апостолов. Его предали первосвященники и Понтий Пилат. Его предал народ иудейский, кричавший: «Распни!»
А не предаём ли Христа мы сегодня своими грехами? Конечно, предаём.
Поэтому поступок Иуды не может быть оправдан. И сколько бы ещё версий о мотивах его поступка не выдвигали (а среди них встречаются и такие: он хотел быстрее других оказаться в Царстве Небесном, поэтому и повесился; хотел быть раньше Христа в аду, чтобы Тот вывел его по Воскресении), святые отцы рассматривают Иуду как предателя.
Ориген подчёркивает: «Сказано: горе тому, через которого Сын Человеческий предаётся. Показывая, что предаётся другим, то есть диаволом».
С ним согласен святитель Иоанн Златоуст: «Иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал это по злобе. Не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу».
Сегодня можно ещё долго рассуждать на тему поступка Иуды, предполагая, например, что было бы, если бы он не покончил с собой. Этого мы не знаем, но можем сказать, что основная трагедия этого человека — в его собственных грехах и в желании изменить Бога в соответствии со своими представлениями. Не Иуда подстраивал свою жизнь под волю Божию, а волю Божию хотел подчинить себе.
Настоятель храма Святаго Духа в городе Славянске протоиерей Олег Хижняков:
Цена раба
Почему Иуда предал Христа? Первая причина — сребролюбие. Когда мы вспоминаем предательство Иуды, мы должны помнить, в ходе каких событий это произошло. Господь со Своими учениками сотворил вечерю в доме воскрешенного им Лазаря четверодневного в Вифании. В это самое время к Спасителю подошла Мария, сестра Лазаря, и помазала Его ноги драгоценным миром. Иуда уже тогда высказал мысль: «Зачем такая трата? Не лучше ли продать это миро?»
Мы и сейчас слышим подобные высказывания от таких «правдолюбов» — тех, кто, чего-то не имея, завидуют имеющим. Завидуя другим, они начинают строить догадки, откуда у кого что появилось, достоин ли кто этого приобретения или недостоин. Имея, прежде всего, злое сердце, которое и принимает подобные мысли и далее толкает человека на худшие поступки.
Подобное состояние не возникает внезапно. Был, скорее всего, какой-то длительный период, который привёл человека в состояние зависти. Святые отцы учат, чтобы мы любой худой помысел сразу отсекали в своей душе, не давали ему возможность развиться. Чтобы научиться этому, мы должны вспоминать предательство Иуды. Принятый однажды худой помысел развился в страсть — сребролюбия, зависти и злобы, которые привели к предательству.
А началось всё ещё раньше — с духовной беспечности. С принятия благодати Божией, в которой ты находишься, как чего-то должного. А может быть, с мыслей, что ты достоин ещё большего. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда мы предаёмся беспечности, никакие увещания не приносят нам пользы».
Именно предательство вызывает наибольшее презрение у людей, расценивается как один из самых тяжких грехов. Особенно если оно совершено против человека добродетельного, когда платится злом за добро.
Иуда пошёл к первосвященникам и книжникам, также имея намерение удовлетворить своё сребролюбие. Что за сумма — 30 сребреников? Откуда она взялась? У иудеев того времени это была цена беглого раба, который считался порченым товаром. Доверие оказывали рабам смиренным и добродетельным. Такие рабы ценились. Беглый раб считался способным на предательство и новое бегство. Его продавали за бесценок. Эту цену первосвященники и предложили Иуде Искариоту — из презрения к нему. И он принял её. Это цена не Иисуса, это цена, в которую оценили Иуду.
Тирский сребреник, ходивший во время земной жизни Христа
В I веке н.э. еврейский сребреник был равен четырём римским динариям. Греческие, римские, тирские и еврейские деньги в Иудее времён Христа ходили одновременно. В евангельской притче о работниках виноградника господин платит каждому из них по динарию в день (Мф. 20:1-16). Согласно историческим сведениям, столько же получали римские солдаты за день службы. Таким образом, сребреник — это зарплата за четыре месяца на скромной работе с невысокой должностью.
За такие деньги не получится купить дом или машину. Даже на шубу для жены, скорее всего, придётся копить дольше. Быть может, хватит на небольшой участок земли в дачном кооперативе. Но, скорее всего, это будет убогая ржавая будка с инструментами и каменистая почва вокруг. На эту сумму можно было приобрести 360 литров оливкового масла, либо 1,386 тонн пшеницы, либо одного беглого раба. В городах Горловской епархии такое количество пшеницы весной 2019 года можно купить в среднем за 8 000 гривен или 19 400 рублей. Хотя у многих из нас на руках каждый месяц не бывает такой суммы, всё равно это немного, правда? Иуда оценил благовонное миро, которым покаявшаяся блудница помазала ноги Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
Предательство Христа за тридцать сребреников за шесть веков до того, как оно совершилось, предсказал святой пророк Захария: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Захар. 11, 12-13).
Во времена пророка Захарии (VI век до н.э.) сребреник (шекель) весил больше и стоил несколько дороже. Но даже в этих его строках пророчества слова о «высокой цене» звучат иронично.
Фарисеи смогли на деньги, брошенные Иудой, купить надел земли для погребения странников. Но если вспомнить, что в то время хоронили в склепах, вырубленных в скале, можете себе представить, что это был за участок. Даже для пашни, виноградника или сада он не годился.
Акелдама (дословно «поле крови») — это место в Иерусалиме, и сегодня известное благодаря паломникам. Ни одна экскурсия не проходит мимо него. Расположен этот небольшой каменистый участок с южной стороны вне стен Старого города. Помимо камней здесь много глины и совсем нет плодородной почвы. До предательства Иуды эта земля принадлежала горшечнику. Он использовал её, чтобы добывать глину для своих изделий.
Причина, по которой земля была продана очень быстро — в действительности она стоила гораздо меньше тридцати сребреников, которые за неё предложили фарисеи. Дело в том, что Акелдама находилась на территории долины Енном (на иврите — гей-хинном). Это место было известно тем, что в древности здесь было языческое капище, где божествам приносились человеческие жертвы. Весь склон долины Енном представлял собой тофет — кладбище из сожжённых останков детей, помещённых в ритуальные глиняные сосуды.
Ко времени Христа здесь уже не совершались жестокие языческие ритуалы, но это нечестивое место жители Иерусалима из презрения использовали как свалку. По причине сильной жары мусор здесь регулярно сжигали. Там же жгли трупы мёртвых животных. В ветреные дни зловоние от горящих трупов и мусора распространялось по городу. Именно образ этой долины использовал Господь в своих притчах для описания места вечного осуждения. Гей-хинном, или геенна огненная, стала прочным синонимом ада. Горшечник с радостью согласился, когда ему предложили продать эту землю, а цена предательства Христа этой покупкой ещё более уменьшилась.
Древние захоронения в Акелдаме.
Южная стена Старого города. Со стороны фотографа — земля Акелдама и долина Енном.
А так выглядит долина Енном сегодня. Она практически вся застроена домами. Город расширяется.
Решив здесь бесплатно погребать странников, фарисеи считали, что этим искупят свой страшный поступок. В мире их представлений всё, даже прощение грехов, можно было купить.
Монастырь прп. Онуфрия в Акелдаме
Странников здесь погребали до XIX века. В IV веке в одной из пещер Акелдамы поселился… принц Персии. Согласно церковному преданию, он в юных годах принял монашеский постриг с именем Онуфрий. Сперва царевич подвизался в Фиваидском монастыре Эрити, а затем пришёл в Палестину для того, чтобы стать отшельником. Преподобный старец Онуфрий, прозванный Великим, прожил в этой безлюдной местности 60 лет. Сегодня на месте его подвигов на земле Акелдама стоит православный греческий монастырь, освящённый в его честь. Здесь кроется глубокий смысл — за плату, внесённую за Христа, куплена часть геенны огненной для того, чтобы она стала святой землёй.
По преданию, именно отсюда начнётся воскресение мёртвых. Рядом, с восточной стороны от стен Старого города, в соседней долине Кедрон (другое название — долина Иосафата, или долина Страшного Суда) находится если не самое большое, то, без сомнения, самое древнее кладбище в мире. Здесь погребают до сих пор, в отличие от соседней земли Акелдама, где кладбище закрыто. Сколько людей лежит в этой земле — точно неизвестно. Кладбище здесь было ещё задолго до взятия царём Давидом Иерусалима. Захоронение первого человека — Адама — под холмом Голгофой, на котором распяли Христа, тоже было продолжением этого кладбища.
Издали кладбище можно принять за город благодаря белым камням могил.
Вид на долину Иосафата и склон Елеонской горы. На ней видны золотые маковки православного храма св. равноап. Марии Магдалины.
Многие верят, что погребённые в долине Иосафата первыми услышат звук трубы Ангела, и именно отсюда начнётся Страшный Суд. Некогда, в IX веке до н.э., в этих местах за стенами древнего города одержал победу над моавитянами иудейский царь Иосафат (подробнее см. 3 Цар. гл. 22). Случайно или нет, имя его означает «Суд Яхве». Евреи и из этого извлекли для себя практическую пользу: кладбище здесь — самое дорогое в мире. Интересно, что согласно иудейскому преданию Страшный Суд начнётся не в долине Иосафата, а в соседней долине Енном, где располагалась «геенна огненная». Одним словом, каждый выбирает для себя.
Покаялся ли Иуда?
Дальнейшие события многие, может быть, ошибочно назвали бы раскаянием Иуды. Он пришёл к первосвященникам и книжникам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4). Они ответили ему: «Это твоё дело». И тогда он бросил сребреники в храме, пошёл и удавился. Это на самом деле не раскаяние. Это результат состояния одержимости сатаной, что стало возможным вследствие тяжкого греха предательства и отсутствия покаяния.
Нет непрощаемого греха, кроме греха нераскаянного. Апостол Пётр тоже отрёкся перед рабыней от Спасителя, но потом всю жизнь плакал об этом всякий раз, когда слышал крик петуха. После троекратного отречения он трижды отвечает Спасителю: «Господи! Я люблю Тебя», — в момент Его явления по Воскресении. Но Иуда не раскаялся.
Сколько чудес Христовых он видел! Какой длительный период был рядом с Ним! И всё равно предал Его. Христос никого не исправлял насильно, никого не обличал, хотя знал о состоянии души каждого человека. На Тайной вечере Он сказал: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26:21-25). Каждый из учеников спрашивал: «Не я ли, Господи?» И когда дошла очередь до Иуды, он тоже задал этот вопрос, хотя уже предал Его. Господь ему ответил: «Ты сказал».
Делая анализ всех произошедших событий, мы говорим о неизреченном милосердии Господнем и о злой душе, погубившей прежде всего саму себя, Иуды Искариота. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан. Или лучше предайся унынию и плачь горько — но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде. Потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу».
Иуда был одним из апостолов, учеников, ближайших к Господу, а совершил предательство. Христос дал возможность Иуде покаяться, омыв ему ноги, напитав Своей Божественной Трапезой. Но тот этого не сделал.
Современные кинематограф, литература предлагают человеку альтернативную версию поступка Иуды, где предатель оправдывается. Это современное проявление ереси. Именно Евангелие мы должны воспринимать как источник истинных сведений о Христе и о событиях Страстной седмицы, иначе это может привести к серьёзной духовной болезни. Ведь если пойти по стопам пропагандистов этой ереси, то, получается, мы придём к оправданию и предательства, и самоубийства. Упаси Господи это делать!
Почему диавол вошёл в Иуду после Причастия?
После того, как Иуда причастился Тела и Крови Господних на Тайной вечере, диавол вошёл в него. Почему это произошло? Потому что его сердце оставалось злым. Не может Бог человека исправить насильно. Если мы не очищаем свою совесть покаянием, не истребляем в себе яд злобы, мы тоже можем превратиться в иуду. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пусть же никто не будет Иудой: приступая ко Святой Чаше, не имеет в себе яда злобы».
Исследуя каждый день свою жизнь — как мы поступаем, что говорим ближним, что о них думаем, что готовы для них сделать и что бы хотели сами от них получить, — мы должны почаще обращаться к евангельским событиям Тайной вечери, предательства Иуды и вспоминать, что было потом. Здесь есть явная «награда» за злодеяние. Вспомним, имеем ли мы на кого-то злобу, не предали ли Бога, предав ближнего своего или сделав ему какое-то тайное зло, о котором он ещё не знает, но о котором точно знает Бог? Чтобы, приступая к Божественной Трапезе, да и просто встречаясь друг с другом, мы бы, опаляемые совестью, не прикрывали лица.
Если ты предал своего Бога
Как быть, если ты тоже предал Господа, отрёкся от Него перед людьми? Если очень терзает совесть, можно неоднократно исповедовать этот грех. Апостол Пётр оплакивал его всю жизнь. Подобно этому ученику Христову, нужно постараться загладить вину — засвидетельствовать свою любовь к Богу. Она заключается в нашей христианской жизни: добрых делах и исполнении заповедей нашего Спасителя.
Бог не требует от нас каждодневного сокрушения в содеянном грехе. Ведь блуднице, омывшей Его ноги, Он тотчас же простил её грех. Он не сказал ей, что она должна каяться всегда в своих грехах или постоянно вспоминать о них. Он ей простил, сказав, что она «возлюбила много», и что кто больше любит, тому больше прощается. Если мы от греха обратимся к деятельной любви к Богу, нам обязательно простится. Мы также должны сами всем всё прощать — это тоже обязательное условие для того, чтобы нам простились наши грехи.
Редкая икона «Плач апостола Петра»
С кем ты?
Как не стать предателем? Не нужно идти на какие-то сделки или компромиссы со своей совестью. Многие имеют обыкновение оправдывать себя сложностью обстановки, желанием остаться в мире с коллегами по работе и успокаивают себя тем, что потом придут в храм и исповедают этот грех предательства. Это мнение ошибочно. Такие мысли могут завести душу в ещё худшее состояние греха.
Мы много знаем случаев, когда человек верующий, желая угодить людям, идёт на какой-то компромисс со своей совестью, и потом одно грехопадение влечёт за собой другие, ещё большие. Этот человек испытывает тяжелейшие угрызения совести. Даже совершаемое в храме покаяние не приносит ему душевного покоя. Предавшему Христа потом очень трудно почувствовать себя прощённым Богом. Многие сожалеют о своём поступке и спрашивают себя: зачем всё это было? «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс. 1).
Не лучше ли нам не делаться угодниками миру и исповедовать свою веру даже перед теми, кто пытается нас соблазнить? Не обличая, не с гордо поднятой головой, не упрекая ближних — иначе мы можем людей, не познавших Бога, в которых не пробудилась пока искорка веры, подвергнуть ещё большему соблазну. Православного христианина будут воспринимать в этом случае как какого-то обрядоотправителя, некоего современного фарисея, который возносится над ближними и считает всех, кроме себя, грешниками. Нами должна прежде всего двигать любовь.
Не нужно ждать какого-то праздника или Страстной седмицы, чтобы исповедовать перед людьми свою веру. Это нужно делать каждый день. Когда коллеги по работе будут видеть в нас доброе, любящее сердце, отзывчивого друга, хорошего помощника, готового всегда утешить, они сами захотят обратиться к Богу, потому что они увидят, как изменяется человеческая душа, познавшая Истинного Бога. Это длительная работа. Она не может совершиться за один час или за один день. Но, прежде всего, каждый христианин должен работать над самим собой — и тогда мир вокруг тоже начнёт меняться. Опять-таки псалмопевец говорит: «С преподобным преподобен будеши…»
Мы должны наполнить своё сердце и свою жизнь верой в Бога, упованием на Его милосердие и добрыми делами. Тогда и соблазнов никаких у нас не будет — мы будем воспринимать этот мир через другую, духовную призму. И, может быть, у людей, которые вчера хотели нас искусить, уже не возникнет желания это делать. Мы должны раз и навсегда определиться, с кем мы хотим быть — со Христом!