Протоиерей Константин Лисняк
Преображение и слабость
Преображение христианина: обязательно ли оно? Замечает ли его верующий? Должен ли замечать? Как быть, если человек уже много лет в Церкви, а внутреннего преображения так и не произошло: те же грехи, та же жизнь?
Отвечает благочинный Соледарского округа протоиерей Константин Лисняк.
Наверное, большое заблуждение со стороны верующего человека думать, что как только он начнёт жить духовной жизнью, у него всё получится. С каждым днём он будет всё лучше и лучше, грехов у него будет оставаться всё меньше и меньше, и таким образом осуществится его преображение.
На самом деле всё диаметрально противоположно. Человек, буксуя на одном и том же месте в духовном смысле, должен прийти к осознанию собственного бессилия перед лицом греха. Самостоятельно человек исправиться не может. Пока он этого не понял, ему Спаситель не нужен. Он ещё не сформировался как христианин.
Когда же он становится христианином? — как только осознаёт слабость человеческого естества перед лицом греха. Как только проникается словами апостола Павла, который пишет, что человек более склонен ко злу, нежели к добру. Как только понимает, что столкнулся со страстями, грехами, и ему нужен кто-то, кто наставит, поможет, очистит, освятит. Тогда рождается мысль: «Мне нужен Спаситель!»
Крик «мне нужна помощь!» — это тот рубеж, после которого человек начинает искать того, кто ему поможет. А у нас в Церкви для этого всё готово уже две тысячи лет: есть таинства исповеди и святой Евхаристии.
К слову, таинство Причастия — как Сам Христос, Который пришёл в мир в одежде нищего, прикрывал наготу рубищем, ходил в сандалиях на босу ногу и имел возможность пройти среди простых людей, поговорить с ними на понятном для них языке, услышать их скорби — как это делали тогда князья и цари, которые переодевались и шли в народ, чтобы узнать, что люди говорят. В этом смысле в таинстве Евхаристии под видом вина и хлеба мы принимаем Тело и Кровь Спасителя, это такая форма сокровенная. А какие огромные дары даются! Даётся помощь, укрепление, очищение, даётся благодать Святаго Духа, которая попаляет терние грехов.
Преображение христианина, конечно же, возможно. Но в каком смысле? Вспоминается одна притча. У некоего самурая простые люди спрашивали: «Ты сможешь защитить нашу деревню? У тебя есть какие-то громкие победы?» И он ответил: «Нет, побед у меня нет, но есть большой опыт поражений». Этот воин — настоящий боец, который претерпевал поражения, делал из них выводы и исправлял свои ошибки. И такой опыт в духовной жизни бесценен.
Когда христианин набивает «шишки», он начинает понимать, что ему нужна духовная поддержка. И в этом — его преображение. Как игумен Никон (Воробьёв) пишет: я с каждым годом всё больше осознаю свою немощь, слабость, ничтожество и непригодность для Царствия Божьего, и поэтому надеюсь только на милость Божью, на Спасителя Иисуса Христа. Да, порой нам нечем утешиться: добрых дел нет, жизни достойной тоже, есть только надежда на милосердие Божие и стремление жить по заповедям. Так вот, главное — именно это стремление. И пусть не получается — остальное Ты, Господи: укрепи, помоги, приведи ко спасению!
Вообще, праздник Преображения — особенный. Он очень значительный, ведь преображение — это смысл жизни христианина. А если говорить о духовном значении этого праздника, то в чём оно? — показать ученикам славу Спасителя для того, чтобы поняли потом Его вольное страдание на Кресте. Нужно было, чтобы они осознали: Он — Бог, и добровольно пошёл на страдания. Не потому, что так сложились обстоятельства, а потому, что Он Сам этого захотел.
К чему христианин должен стремиться в праздник Преображения? Я думаю, к тому, чтобы почувствовать необходимость в своём Спасителе. Чем ближе человек у Богу, тем лучше он видит свои грехи. Чем ближе мы к источнику Света, тем заметнее пятна грехов на нашей душе. А если человек находится в прелести, в каком-то духовном обольщении, он кувыркается в своих благоглупостях, ложно-духовных состояниях, наблюдает своё преображение, которого на самом деле нет…
Нам нужно вместе с апостолом Петром, проснувшись от своей духовной спячки, воскликнуть: «Господи, хорошо нам зде быти!» (Мф. 17:4), позволь нам остаться с Тобой!
Нам нужно остаться со Христом, быть с Ним вечно и радоваться Его Преображению и Его Божественной Славе.
Записала Екатерина Щербакова