12 ноября 2023 г.
Престольный праздник отметил горловский храм Озерянской иконы Божией Матери
В Неделю 23 по Пятидесятнице и день прославления Озерянского образа Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме города Горловки, освящённом в честь этой иконы.
Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель прихода протоиерей Владислав Шестаков и городское духовенство.
За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского кафедрального собора под руководством Ольги Ильчук.
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором рассказал о том, почему заповеди Божии — не ограничение свободы, а, наоборот, путь к ней:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь Озерянской иконы Божией Матери и престольным днём!
Есть вещи, которых люди боятся. Наиболее болезненно человек реагирует на то, что ограничивает его свободу. Нам не хочется, чтобы нами кто-то управлял. Мы хотим всегда все решения принимать самостоятельно, всегда всё делать сами. Именно поэтому мы очень часто слышим претензии к Церкви: „А что это они себе позволяют ограничивать нашу свободу и рассказывать, что нам можно делать, а что нам нельзя, как нам правильно поступать, а как — неправильно? Куда это годится? Мы люди, мы сами решаем, что нам делать, мы свободные существа“.
Сегодня в Евангелии рассказывается о том, что был человек, рядом с которым людям становилось страшно. Страшно оттого, что они видели в нём то, что очень боялись увидеть в самих себе.
Представьте себе, что не извне кто-то ограничивает вашу свободу, а человек осознаёт себя, понимает, что это он, но его душу, его тело захватывает такая сила, которой он не может противостоять, и он делает то, чего делать не хочет. Этот ужас называется беснованием, одержимостью, когда человек себя чувствует, себя понимает, но видит, что его словами, его мыслями, даже его телом управляет кто-то другой, и он сам не может это контролировать. Это крайняя степень несвободы, крайняя степень зависимости.
Страшно людям было, когда они это видели? Конечно, страшно. Боялись они, чтобы этого с ними не случилось, представляя себя на его месте? Конечно, боялись. Нет никакого лекарства, с помощью которого можно было бы это исправить. Все люди знали, что если так случилось, то это навсегда. И когда на их глазах Господь исцелил такого человека, даровал ему свободу, когда он получил способность полностью самостоятельно управлять своим умом, своими словами, своим языком, своим телом, а те, кто до этого держал его несвободным, вселились в свиней, а свиньи бросились с обрыва в море, конечно, на людей это произвело очень сильное впечатление. Конечно, Тот, Кто может даровать такую свободу, заслуживал всякого внимания.
Настоящая свобода как раз заключается в том, чтобы человек мог не делать того, чего он делать не хочет. Бывает, курильщик говорит: „Я не могу бросить курить. Знаю, что убиваю себя, Минздрав предупреждает, что рак лёгких будет, но ничего не могу с собой сделать. При этом я свободный человек, заповеди я исполнять не буду. Пусть мне Господь и Церковь не указывают, что мне делать, я сам решаю, что я делать буду. А курить бросить не могу. Ну не получается у меня“.
Настоящая свобода рождается как раз через исполнение заповедей Божиих, через послушание Богу, через исполнение Его воли. Когда мы добровольно, никем не принуждаемые, соглашаемся исполнять волю Божию, это выглядит вначале, как будто бы мы сами себя ограничиваем, как будто бы мы сами себя лишили свободы: я теперь делаю не то, что хочу, а то, что сказано в Евангелии. Но этот путь самоограничения приводит нас к подлинной свободе, когда мы имеем власть и способность выбирать, когда мы имеем возможность делать не то, чего мы не хотим, а то, что мы делать хотим. Это очень важно.
Послушание Богу, исполнение Его воли — путь к настоящей, подлинной свободе, свободе от любой зависимости: от греха, страстей и, тем более, от злых духов. Церковь Христова две тысячи лет об этом свидетельствует и хочет, чтобы мы с вами были по-настоящему свободными, сильными и смелыми, сами управляли своей жизнью, а не нами управляли страсти, которые приобретает над нами власть, когда мы отказываемся от послушания Богу».
Владыка также отметил, что несмотря на многократные попадания снарядов вблизи храма, жители посёлка приходят сюда на молитву, находя в церкви Озерянской иконы поддержку и утешение:
«Благодарю вас за то, что вы собираетесь здесь каждый раз, когда здесь совершается Божественная литургия! Я уже не помню, сколько раз этот храм подвергался обстрелам, сколько раз здесь меняли окна. Совсем недавно окна снова поменяли, в очередной раз. Казалось бы, уже должно быть страшно сюда приходить на службу, но люди всё равно приходят, собираются для того, чтобы Богу молиться. Раз шесть или семь за этот год здесь уже практически каждому соседу прилетело, н всё равно храм остаётся тем местом, куда люди хотят прийти, где они хотят быть.
Без Бога наша жизнь очень мало стоит и очень мало значит, потому что мы отрываем себя от вечности. С Богом даже тогда, когда страшно или когда жизнь может прекратиться в любую секунду, страх уходит на второй план, потому что в руках Божиих наше бытие — и временное, и вечное».
Православный приход в посёлке Озеряновка города Горловки открылся в 2002 году. Власти передали общине пришедшее в негодность помещение детского сада. Своими силами жители оборудовали его для совершения богослужений.
Первоначально община получила имя в честь святого Архистратига Божия Михаила. В 2012 году в храм прибыл список Озерянской иконы Божией Матери. Перед иконой, писанной красками, стали совершаться молебны. Среди прихожан она настолько почиталась, что день её празднования — 12 ноября — стал отмечаться наравне с престольным днём.
В 2013 году храм был переименован в честь чтимого Озерянского образа. Сегодня, несмотря на близость к линии разграничения, нетиповая церковь продолжает украшаться. В 2021 году в храме сделали внутренний ремонт. Отремонтированы и трапезная с кухней — в них появились натяжные потолки и светильники. Обновлена система отопления. В планах у настоятеля и общины строительство в посёлке типового храма.
Озерянская икона Божией Матери — величайшая святыня Слобожанского края. Она получила своё имя от названия села Нижняя Озеряна на юго-западе Харьковской области, где впервые явилась. Чудесное обретение образа произошло в XVII веке, когда наш край подвергался набегам татар.
Согласно преданию, икону нашёл на лугу крестьянин во время сенокоса. Случайно он рассёк её косой. Опечаленный случившимся, крестьянин принёс икону домой, но наутро не увидел образа в своем доме. Его нашли на том лугу, где он был обретён. Рассечённые косой части соединились. Перед образом горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.
Местный священник Фёдор сообщил об этом митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию. На месте обретения иконы построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Образ был установлен в храме. С 1711 года здесь была основана Богородичная пустынь, которая просуществовала до 1787 года. После этого братия монастыря была переведена в Харьковский Спасо-Преображенский монастырь, вместе с ней в Харьков был перевезён и образ. С тех пор Озерянская чудотворная икона стала хранительницей Харькова.
В «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год) Д. И. Багалея и Д. П. Миллер об этой иконе упоминается: «…Икона, говорит проф. Е. К. Редин, действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника… она писана, по всей вероятности, простым мастером… краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII–XVIII вв.».
У Озерянской иконы по сей день происходит множество исцелений. В 1935 году, с установлением в Харькове советской власти, в первую очередь безбожники постарались разрушить монастырь и уничтожить чудотворный образ. Икона бесследно исчезла. Атеистические власти пытались уничтожить и целебный источник на месте явления образа. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками, но каждый раз струи чистой воды вновь находили себе путь. Несмотря на запрет властей, даже после исчезновения иконы поток верующих в Нижнюю Озеряну не прекращался.
К счастью, с почитаемой чудотворной иконы было сделано множество списков. Хотя они отличаются друг от друга, многие из них уже прославились чудотворениями.