29 августа 2021 г.
Престольный праздник отметил горловский храм Спаса Нерукотворного Образа
В Неделю 10 по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь чтимой иконы города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель прихода архимандрит Тихон (Кондрашов) и клирик Богоявленского кафедрального собора иеромонах Агафодор (Поляков).
По запричастном стихе с проповедью на евангельское чтение к прихожанам обратился иеромонах Агафодор (Поляков). Он напомнил о том, что христиане взирают на образ Господа Иисуса Христа прежде всего для того, чтобы подражать Спасителю:
«Иногда мы, будучи христианами, называя себя таким высоким словом, обращаем внимание только на внешнюю составляющую нашей жизни, а Господь призывает нас поступать по Его примеру. Прежде всего нам нужно смотреть в наше сердце и искать Царства Небесного внутри нас».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором напомнил о том, что каждый человек — образ Божий:
«Образ Божий должен раскрыться в каждом из нас, потому что знание Бога делает человека иным — таким, каким его Господь сотворил. Сын Божий стал Человеком для того, чтобы утвердить нас в вере в то, что человек — это высочайшее творение во вселенной. Его высота такова, что Сам трансцендентный и невидимый Бог не возгнушался воспринять человеческий образ и стать одним из нас».
Согласно церковному преданию, самая первая икона Господа Иисуса Христа была не написана, а явлена Самим Спасителем чудесным образом. В дни проповеди Христа в Него уверовал сирийский князь Авгар, правитель города Эдесса, который был болен проказой.
Авгар попросил художника Ананию написать для него образ Христа во время Его проповеди. Но у живописца ничего не выходило — лик Господа изменялся и сиял неизреченной славой, которая мешала уловить черты. Господь подозвал живописца, приложил к Своему лицу ткань, на которой отобразился Его лик, и передал эту ткань Анании, пообещав прислать к Авгару Своего ученика, чтобы исцелить его.
После того, как князь поцеловал образ, он почти полностью исцелился от проказы. Ученик Христа, апостол от 70-ти Фаддей, пришёл в Эдессу и крестил князя. После этого проказа навсегда покинула Авгара.
После проповеди апостола многие в Эдессе уверовали в Христа. Город стал христианским, а чудесный нерукотворный образ князь приказал поместить над воротами города.
Прошло много лет, и правнук князя Авгара вернулся к язычеству. Чтобы не допустить поругания нерукотворного образа, христиане Эдессы заложили камнем нишу, в которой он находился. Со временем память о том, где находилось это место, была утрачена.
В 544 году, в дни правления христианского императора Византии Иустина, Эдессу осадили войска персидского царя Хозроя. В этот трудный для города момент епископу явилась светлая жена, которая открыла ему, где находится нерукотворный образ. После того, как епископ поднял изображение лика Спасителя над городской стеной, персидское войско отступило.
В Эдессе святыня пробыла до 944 года, когда город захватили сарацины. Византийский император Роман осадил город и в обмен на мир с сарацинами получил нерукотворный образ. Император спас образ от поругания и 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, перенёс его в Константинополь. В память об этом событии в следующий после Успения день — 29 августа — установлено празднование в честь Нерукотворного Образа.
Образ пробыл в Константинополе до 1204 года, когда был увезён вторгшимися в город крестоносцами. Дальнейшая судьба его неизвестна.
На Западе распространено другое предание о нерукотворном образе: сердобольная женщина Вероника отёрла лик Христа своим платком, когда Он нёс Крест на Голгофу, и на платке запечатлелся образ Спасителя. Однако это сказание возникло позднее, чем предание об исцелённом князе Авгаре.