Мария Цырлина
Псалом 1: школа радости
Псалтирь больше других книг Ветхого Завета пронизана пророчеством о Христе. Как и в Новом Завете, в этом ветхозаветном благовестии звучит проповедь о блаженстве. Более того, с неё начинается книга псалмов.
Избранные стихи из этого псалма поются в начале вечерни.
1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых,
и на пути грешных не ста,
и на седалищи губителей не седе.
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных
и не сидит в собрании развратителей.
Псалтирь — книга молитв. Для того чтобы начать молиться Богу, обратиться к Нему, нужно сойти с пути греха, по которому идёт всё человечество, и найти путь правды. Тогда человек находит самого себя, приближается к Богу и обретает счастье, блаженство, потому что счастье человека — только в приближении к Нему. Такими нас создал Бог.
Только в этой искренней обращённости к Богу, стремлении приблизиться к Нему и ощущении Его любви возможна подлинная молитва. Без любви к Богу, ощущения себя блаженным от пребывания в общении с Ним, любая наша просьба в молитве превратится в голос недоверия и ропота, любая хвала будет неискренней и лицемерной. Вот почему прежде, чем мы вместе с псалмопевцем будем возносить молитвы Богу, царь и пророк Давид призывает каждого из нас научиться обретать блаженство в Боге. «Муж», то есть «человек», здесь слово собирательное, оно означает любого вообще человека, мужчину или женщину.
Книга псалмов учит и как обрести это блаженство. Не только через молитвенный опыт — опыт общения с Богом, который в ней содержится, но также и через следование наставлениям, которые она предлагает.
Первый псалом призывает не следовать примеру нечестивых, грешных и губителей (в переводе с древнееврейского дословно — «злодеев», «грешников» и «насмешников»). Слова «иде на совет (ходит на собрания) », «ста (стоит) на пути» и «седе на седалищи (сидит на месте)» означают степени укоренения в грехе — от меньшей к большей.
Святитель Афанасий Великий, толкуя Псалтирь как пророчество о Христе, относит слова о нечестивых, грешных и губителях к книжникам, фарисеям и законникам, осудившим Христа на смерть.
2 Но в законе Господни воля его,
и в законе Его поучится день и нощь.
Но в законе Господа воля его
и о законе Его размышляет он день и ночь.
Мало лишь не совершать греха, чтобы приблизиться к Богу. Псалмопевец призывает день и ночь, то есть всегда, помнить о заповедях, никогда не поступать по своей воле (хотению), а содержать свою волю (древнееврейское «hafec» — «желание») в законе Божием.
3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод,
еже плод свой даст во время свое,
и лист его не отпадет,
и вся, елика аще творит, успеет.
И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод,
которое приносит плод свой во время свое
и лист которого не вянет,
и во всем, что он ни делает, успеет.
Псалмопевец не случайно приводит такую поэтическую аллегорию. Святитель Афанасий Великий, толкуя эти строки, вспоминает слова Христа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38). Древо, посаженное при потоках (реках) воды живой, приносит плод. Пророк Иоанн Предтеча, а затем и Спаситель в Своей проповеди также часто сравнивали человека с деревом, приносящим плод: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:17).
Псалмопевец говорит об успехе даже и в житейских делах тех, кто строит свою жизнь по заповедям Божиим: «Потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно» (свт. Афанасий Великий «Толкование на псалмы»).
4 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах,
егоже возметает ветр от лица земли.
Не так — нечестивые, не так: но они — как прах,
возметаемый ветром [с лица земли].
Жизнь того, кто не следует закону Божию, будет подобна не укоренённому зеленеющему дереву, приносящему плоды, а праху, носимому ветром и скоро исчезающему — тому, во что может превратиться засохшее и погибшее дерево. Блаженный Феодорит Кирский толкует этот образ как водительство души, отказавшейся от заповедей Божиих, нечистыми духами, которые носят её, куда хотят. Дерево, превратившееся в прах, уже никогда не сможет вновь зазеленеть и принести плод.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд,
ниже грешницы в совет праведных.
Потому не устоят нечестивые на суде,
и грешники — в собрании праведных.
Перевод «не устоят» более точный, чем «не воскреснут, не встанут». Между тем, это древнееврейское слово можно перевести и как «не предстанут». Пониманию этих строк посвящены богословские толкования у многих святых отцов. Церковь учит об общем воскресении мёртвых — и праведных, и грешных, и об окончательном суде для всех. Есть евангельские слова о том, что, напротив, соблюдающие слово Христа, а не грешные, не приходят на суд: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Поэтому, понимая так эти строки псалма, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, блаженный Феодорит Кирский говорят, что проведшии свою жизнь в нечестии не придут на Страшный Суд для обличения — их злые дела и так явны для всех — а лишь услышат на окончательном суде праведный приговор.
Русский перевод «не устоят на суде» не ставит такой проблемы толкования. Грешники не оправдаются на суде, и им не найдётся места среди праведных, так как злые дела будут обличать их. В этих стихах нет также никакого указания на то, какой суд Божий имеется в виду: в дни земной жизни человека или посмертный Страшный Суд.
6 Яко весть Господь путь праведных,
и путь нечестивых погибнет.
Ибо знает Господь путь праведных,
а путь нечестивых погибнет.
Библейский автор рассматривает жизнь человека как путь — к Богу или от Него. Поэтому здесь возможен поэтический оборот «путь погибнет», который означает, что жизнь грешников не будет долгой. Противоположность смерти здесь — не просто жизнь, а жизнь, которую знает и помнит Бог. Библейский оборот «Бог знает» означает как владение, причастность кого-то Богу (прот. А. Мень Библиологический словарь, т. I, с. 460), так и предпочтение человека Богом перед всеми остальными. На это второе толкование указывает святитель Афанасий Великий, приводя в пример слова книги Исход, которые Бог говорит Моисею: «вем тя паче всех» (русский перевод дословный: «Я знаю тебя по имени») (Исх. 33:12). Непременное условие для жизни человека — причастность Богу и Его любви.