Псалом 24. Надежда на милость Божию
Этот псалом читается на третьем часе. Он представляет собой трогательную молитву царя Давида об избавлении от бед и прощении грехов.
1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою,
Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век,
ниже да посмеют ми ся врази мои;
2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.
3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек,
да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя;
да постыдятся беззаконнующие втуне.
Церковнославянский перевод этого псалма более точен, чем русский.
«Воздвигох» — «вознёс».
«Посмеют ми ся» — «посмеются мне».
«Врази мои» — речь идёт о духовных врагах человека — бесах (свт. Афанасий Великий).
«Терпящии» — «надеющиеся».
«Беззаконнующии вотще» (т. е. напрасно) — те, кто впадают в грехи не по незнанию или по немощи, но сознательно совершая совершенно напрасный проступок, который могли бы и не совершать (блж. Феодорит Кирский).
4 Пути Твоя, Господи, скажи ми
и стезям Твоим научи мя.
5 Настави мя на истину Твою и научи мя,
яко Ты еси Бог Спас мой,
и Тебе терпех весь день.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои
и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня,
ибо Ты Бог спасения моего;
на Тебя надеюсь всякий день.
«Пути Твоя скажи ми» — «научи меня жить по воле Твоей».
«И Тебе терпех весь день» — на Тебя я надеялся весь день.
Блаженный Феодорит Кирский: «Пророк сказал: весь день в значении „всегда“, и хочет показать, что не в его обычае иногда иметь такое намерение, а иногда вместо него принимать другое».
6 Помяни щедроты Твоя, Господи,
и милости Твоя, яко от века суть.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи,
и милости Твои, ибо они от века.
7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни;
по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай;
по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
«От века» — в древнееврейском языке это выражение означает «были всегда».
Пророк просит Господа помнить о нём и о милостях, которые Он ему оказывал, а не о его грехах. Помнить — значит не лишать Своего покрова и благословения. Испрашивая себе милости от Бога, псалмопевец надеется лишь на благость Божию, а не на свою праведность.
8 Благ и прав Господь,
сего ради законоположит согрешающим на пути.
9 Наставит кроткия на суд,
научит кроткия путем Своим.
8 Благ и праведен Господь,
посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде,
и научает кротких путям Своим.
«Законоположит»: jore — «научит, направит».
«Законоположит согрешающим на пути» — т.е. наставит грешников на истинный путь.
«Наставит кроткия на суд» — на рассуждение (о заповедях Господних).
10 Вси путие Господни милость и истина,
взыскающим завета Его, и свидения Его.
10 Все пути Господни — милость и истина
к хранящим завет Его и откровения Его.
Святитель Афанасий Великий: «Всё домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной».
«Свидение» — церковнослав.: «свидетельство, книга закона, откровение, заповедь». Древнеевр. дословно: «свидетельств Его». В русском синодальном переводе: «откровения». В этом стихе стоит как синоним к слову «завет».
11 Ради имени Твоего, Господи,
и очисти грех мой, мног бо есть.
11 Ради имени Твоего, Господи,
прости согрешение мое, ибо велико оно.
«И очисти» — присутствие союза «и» в здесь объясняется нормами грамматики древнееврейского языка и не несёт смысловой нагрузки.
Псалмопевец, сокрушаясь о своих грехах, надеется на прощение не из-за своего раскаяния, а единственно из милости Божией. Блаженный Феодорит Кирский: «Не ради ревностного покаяния, но ради того именования, какое имеешь Ты по человеколюбию».
12 Кто есть человек бояйся Господа?
Законоположит ему на пути, егоже изволи.
13 Душа его во благих водворится,
и семя его наследит землю.
12 Кто есть человек, боящийся Господа?
Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе,
и семя его наследует землю.
«И семя его наследит землю» — семя — как добрые дела, так и потомки, воспитанные в страхе Божием (свт. Афанасий Великий).
14 Держава Господь боящихся Его,
и завет Его явит им.
14 Тайна Господня — боящимся Его,
и завет Свой Он открывает им.
«Держава»: sod переводится как «тайна» и как «совет». Блаженный Феодорит Кирский: «Яснее перевели это Симмах и Феодотион: „тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им“. Слышим же, что Сам Владыка говорит через пророка Исаию: таинства Мои Мне и Моим. Ибо не просто всем, но боящимся открывает сие».
15 Очи мои выну ко Господу,
яко Той исторгнет от сети нозе мои.
15 Очи мои всегда к Господу,
ибо Он извлекает из сети ноги мои.
«Выну» — «всегда».
Очами пророк называет духовное зрение ума (блж. Феодорит Кирский). Мысли псалмопевца всегда обращены к Богу как к Спасителю от козней врагов (в том числе и духовных — бесов).
16 Призри на мя и помилуй мя,
яко единород и нищь есмь аз.
17 Скорби сердца моего умножишася,
от нужд моих изведи мя.
16 Призри на меня и помилуй меня,
ибо я одинок и угнетён.
17 Скорби сердца моего умножились;
выведи меня из бед моих.
«Единород»: jahid — «единственный, одинокий». Более точен русский синодальный перевод: «ибо я одинок».
18 Виждь смирение мое и труд мой,
и остави вся грехи моя.
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое
и прости все грехи мои.
Одного лишь смирения и упования на милость Божию для прощения грехов недостаточно, к ним нужно прилагать и труды совершения добрых дел (свт. Афанасий Великий).
19 Виждь враги моя, яко умножишася,
и ненавидением неправедным возненавидеша мя.
20 Сохрани душу мою, и избави мя,
да не постыжуся, яко уповах на Тя.
21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне,
яко потерпех Тя, Господи.
19 Посмотри на врагов моих, как много их,
и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня,
да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня,
ибо я на Тебя надеюсь.
Христиане, читая этот псалом, понимают под «врагами» своих духовных врагов — бесов.
«Незлобивии и правии прилепляхуся мне» — «Чистый и правый/Непорочность и правота соединились со мной» — возможен и тот, и другой перевод.
Святитель Афанасий Великий: «Это свойственно добродетели — гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк, в той мысли, что чествует тем Владыку».
22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Даже находясь в скорби и обращаясь к Богу с личной нуждой, царь и псалмопевец Давид не забывает о своём народе: «Тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. Посему-то и блаженный Давид приносил молитву не о себе только, но и о вверенном ему народе» (блж. Феодорит Кирский).
Христиане, произнося эти слова, молятся об избавлении Церкви Божией от всех нужд и скорбей.