Мария Цырлина
Псалом 3: победа в поражении
Третий псалом входит в шестопсалмие, читаемое на утрени. Шестопсалмие — это молитва о наступлении утра Пришествия Христа, воссылаемая из ночи осознания греховности человека.
Избранные стихи из 3 псалма — 3:8 и 3:9 — также читаются в начале вечерни.
В надписании этого псалма указано, что он написан царём и псалмопевцем Давидом, «когда он бежал от Авессалома, сына своего». Этот эпизод в жизни царя Давида — поучительный пример прощения и смирения, достойный того, чтобы ему подражать. Против царя восстал его родной сын Авессалом, он замыслил убить своего отца и воцариться вместо него. И когда Авессалом уже шёл со своими людьми в Иерусалим, чтобы попытаться сделать это, Давид бежал из города вместе со всей своей стражей и слугами — тот, кто победил множество народов в сражениях, отказался проливать кровь своего сына. Давид предпочёл стать скитальцем в пустыне, отказаться от славы и почестей.
Его злословят, в него бросают камни израильтяне, занявшие сторону хитрого Авессалома и сделавшиеся его врагами. Давид прощает их и принимает поношения от них, говоря, что так угодно Господу. Смирение царя Давида ещё и в том, по словам святителя Иоанна Златоуста, что он не слагает победные песни, восхваляющие его как правителя, по обычаю всех царей того времени, но не стесняется сохранить для потомков песнь о своём поражении и бегстве и свою искреннюю молитву к Господу в беде.
Но когда Авессалом собрал целое войско израильтян для преследования своего отца, Давид вынужден был отдать приказ своим людям сражаться, чтобы спасти их жизни. При этом он велел не трогать его сына Авессалома. Слуги не послушались этого приказа, и Давид, воцарившись снова в Иерусалиме, скорбел о смерти своего непокорного сына до конца дней.
Эта поучительная история из жизни царя Давида близка каждому из нас, ведь нельзя прожить свою жизнь так, чтобы тебя никто не обидел. Читая и слушая слова этого псалма «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя…», нужно приготовить своё сердце относится к «восстающим» на нас людям так, как относился к ним царь Давид, автор этих строк.
Согласно творениям святых отцов, этот псалом, читаемый на богослужении, следует толковать прежде всего как молитву об избавлении от духовных врагов христианина — бесов. Понимают его и пророчески — как глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий (кроме последних 8 и 9 стихов, которые написаны от имени самого псалмопевца).
2 Господи, что ся умножиша стужающии ми?
Мнози востают на мя,
3 мнози глаголют души моей:
несть спасения ему в Бозе его.
Господи! как умножились враги мои!
Многие восстают на меня;
многие говорят душе моей:
нет ему спасения в Боге.
«Ся умножиша» — умножились.
«Стужающии» — притесняющие.
«Мнози» — многие.
«Несть» — нет.
«Несть спасения ему в Бозе его» — то есть, Бог его не спасёт.
Святитель Афанасий Великий толкует эти слова, прежде всего, как молитву против умножившихся духовных врагов — бесов. Именно они пытаются внушить нам ложь — мысли о том, что Бог нас не простит, и нет нам спасения.
4 Ты же, Господи, Заступник мой еси,
слава моя, и возносяй главу мою.
Но Ты, Господи, щит предо мною,
слава моя, и Ты возносишь голову мою.
«Возносяй» — возносящий.
После того, как даже родной сын восстал против него, и народ, ещё недавно преданный своему царю, пошёл на него войной, Давид полагает надежду только на Бога. Он не ждёт признания от людей, но Его называет своей славой и прославлением, уча нас в трудных обстоятельствах надеяться только на Бога (блж. Феодорит Кирский, свт. Афанасий Великий).
5 Гласом моим ко Господу воззвах,
и услыша мы от горы святыя Своея.
Гласом моим взываю к Господу,
и Он слышит меня со святой горы Своей.
«Гласом моим ко Господу воззвах». Блаженный Феодорит Кирский: «Под воззванием должно разуметь здесь не глас и не вопль, но душевное усердие».
Ковчег Завета
«От горы святыя Своея». Святой горой у евреев называлась гора Сион в Иерусалиме, на которой находилась скиния Завета, и где позже был построен Храм. Господь в Своей славе пребывал на этой горе — в святая святых скинии над Ковчегом Завета, слыша просьбы Своего народа и отвечая на них. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит Кирский указывают, что это выражение также можно понимать как «небо».
6 Аз уснух, и спах, востах,
яко Господь заступит мя.
Ложусь я, сплю и встаю,
ибо Господь защищает меня.
В условиях бедствий и угрозы смерти человек начинает больше ценить каждый момент дарованной ему жизни. Он благодарит Господа даже за то, что может уснуть, а по пробуждении Бог дарует ему ещё один день. В каждом незначительном моменте своей жизни он начинает видеть заступление Божие и осознавать, что без помощи Божией этого момента бы не было. Так просьба и мольба о помощи в скорби неизбежно переходят в гимн хвалы Богу.
Священное Писание часто бедствия называет ночью. И с этой точки зрения строки псалма — о том, что при Божией защите ночь беды и горя сменяется утром тихой и безмятежной жизни (блж. Феодорит Кирский).
Святитель Афанасий Великий указывает на сон как образ греха. Пробудиться от греховного сна человек может только получив заступление Божие.
Те, кто читает этот псалом как пророчество — молитву Христа к Отцу во время крестных страданий — находят в этой строке указание на смерть и воскресение Христовы — сон смерти, на смену которому приходит восстание, воскресение («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).
7 Не убоюся от тем людей,
окрест нападающих на мя.
Не убоюсь тем народа,
которые со всех сторон ополчились на меня.
«От тем людей». По-церковнославянски «тма» значит число «десять тысяч». Это выражение в поэтическом тексте означает «бесчисленное множество». Именно «людей» по-церковнославянски звучало бы как «народа». Это выражение святые отцы относят к демонам, ополчающимся на христианина.
8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой:
яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе,
зубы грешников сокрушил еси.
Восстань, Господи! Cпаси меня, Боже мой!
Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих;
сокрушаешь зубы нечестивых.
В древнееврейском языке понятие «воскресения» передавалось словом, которое означало пробуждение от сна, вставание. Этим объясняются разница в переводах и различия в толкованиях. Слова эти на разных уровнях толкования можно понимать и как пророчество о воскресении Христовом, и как просто призыв к Господу встать на защиту пророка.
Слова «поражаешь в ланиту», дословно — «ударил в ланиту (щёку)» значат не физическое поражение врага, но его моральное посрамление. Эти слова также относят к сокрушению демонов и ада после сошествия туда Христа.
Выражение «зубы грешников» означает «оружие грешников» — по аналогии со зверями, оружие которых — зубы. Если у волка отнять его зубы, он не будет опасен для человека. Под грешниками также понимают бесов, которых псалмопевец уподобляет зверям. Святитель Афанасий Великий также толкует «зубы грешников» как козни бесов — злые помыслы, которые в нас появляются.
9 Господне есть спасение,
и на людех Твоих благословение Твое.
От Господа спасение.
Над народом Твоим благословение Твое.
Даже пребывая в скорби, царь Давид думает о вверенном ему народе и молится не только о своей беде, но и о нём. Он не надеется на спасение от людей и учит нас, что спасает только Господь. «Господне есть спасение» — эта строка заключает в себе всё, о чём говорилось в этой молитве.
Понимая этот псалом пророчески — как голос Христа во время Его крестных страданий, мы находим в 8 и 9 стихах слова псалмопевца, которые по завершении слов молитвы Христа раскрывают учение о спасении рода человеческого через Крест. Они учат о сошествии во ад и поражении демонов там (8 стих), о том, что только Господь мог совершить спасение рода человеческого от греха и вечной духовной смерти, и о том, что через смерть и воскресение Христовы народу Божию — Церкви — было даровано спасение и вечное благословение (9 стих) (свт. Афанасий Великий).