Официальный сайт

Мария Цырлина

Псалом 33. Страх Божий и страх вражий

Хлудовская ПсалтирьЭтот псалом был написан Давидом как благодарственная песнь Богу после того, как пророку удалось бежать от гефского царя Анхуса, притворившись безумным. В православном богослужении он читается в конце вечерни. Также этими словами молится священник в конце литургии перед потреблением Святых Даров.

2 Благословлю Господа на всякое время,

выну хвала Его во устех моих.

2 Благословлю Господа во всякое время;

хвала Ему непрестанно в устах моих.

«На всякое время» — «во всякое время».

«Выну» — «всегда».

Псалмопевец благословляет Господа не только после славных побед над врагами, но и во время скорби и бегства от врагов (свт. Василий Великий, блж. Феодорит Кирский).

3 О Господе похвалится душа моя:

да услышат кротцыи, и возвеселятся.

4 Возвеличите Господа со мною,

и вознесем имя Его вкупе.

5 Взысках Господа, и услыша мя,

и от всех скорбей моих избави мя.

3 Господом будет хвалиться душа моя;

услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною,

и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня,

и от всех опасностей моих избавил меня.

«О Господе похвалится душа моя». Священное Писание, призывая к смирению, учит, что человек может хвалиться только Господом (Иер. 9:23-24; 1 Кор. 1:31, 2 Кор. 10:17).

Псалмопевец призывает всех кротких вместе с ним славить Бога, поскольку Богу приятна только хвала, исходящая из кроткого сердца. ’Anawim (кроткие) также переводится как «уничиженные». Все, находящиеся в скорби и уничижении, возвеселятся, так как узнают о спасении Давида из таких трудных обстоятельств, и в этом найдут для себя утешение.

«От всех скорбей моих избави мя» — святитель Василий Великий: «Как никто не получает венца, не имея у себя противника, так и опытным можно оказаться не иначе, как чрез скорби. Посему слова „от всех скорбей моих избави мя“ не значат „не попустил мне скорбеть“, но — даровал вместе с искушением и избавление, чтобы возможно было искушение понести».

6 Приступите к Нему и просветитеся,

и лица ваша не постыдятся.

7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и,

и от всех скорбей его спасе и.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались,

и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал

и спас его от всех бед его.

«Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Святой Давид поучает здесь, как можно быть услышанным у Господа. Если ты взывал и не был услышан, то потому, что богатым являлся пред Богом. Взывай как нищий и услышит тебя Господь. Не присвояй себе никаких достоинств, а сознавай себя жалким и бедным, и это до тех пор, пока не стяжешь Того, Кто богатит всякого призывающего Его» (с. 130).

«Приступите к Нему и просветитеся». Блаженный Феодорит Кирский: «Кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умного света. Так и у великого Моисея прославилось его видимое лице».

«И лица ваша не постыдятся» — эти слова псалмопевца обращены к кротким. Святитель Василий Великий: «Блажен, кто в день Праведного Суда Божия, осмелившись вступить в сей обличительный свет, возвратится непостыженным, потому что его совесть не осквернена порочными делами. Не много же таких, которые бы могли приступить к свету истины и открыть его и, открыв сокровенное, отойти с непостыженным лицом». Безбоязненно приступить к Божественному свету и просвещаться им могут только смиренные, осознающие свою духовную нищету.

«Нищий»: «кроткий, уничиженный, нищий», в оригинале — то же самое слово, что и в 3 стихе («кротцыи»).

«Воззва» — «воззвал».

«И» — «его».

8 Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его,

и избавит их.

9 Вкусите и видите, яко благ Господь;

блажен муж, иже уповает нань.

10 Бойтеся Господа вси святии Его,

яко несть лишения боящымся Его.

11 Богатии обнищаша и взалкаша,

взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его

и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь!

Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, святые Его,

ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод,

а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

«Ополчится» — святитель Василий Великий: «Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение».

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Бегство ДавидаГосподь посылает каждому верующему человеку Своего ангела, избавляющего его от опасностей и помогающего в трудных обстоятельствах. Но ангел Божий пребывает только с теми, кто имеет страх Божий и твёрдое упование на Бога. Таковые в псалме названы святыми. Святость — это то, к чему призывает Господь каждого из нас (сравн.: Лев. 11:44-45; 20:7).

«Яко несть лишения боящымся Его» — тот, кто приобрёл страх Божий, вовек не согрешит, поэтому не лишит свою душу духовной радости и благ, которые ей уготовал Господь (свт. Василий Великий).

«Вкусите» — то есть опытно познайте. Святитель Василий Великий, блаженный Феодорит Кирский и святитель Афанасий Великий видят в этих словах пророческое указание на таинство Святого Причащения.

«Богатии» — в оригинале: kfirim «львы». В образе львов, ищущих, кого поглотить, псалмопевец часто представляет своих врагов.

«Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». Святые отцы видят здесь пророчество о будущем отнятии благодати Божией у иудеев («богатии»), не взыскавших Господа, и даровании её язычникам.

«Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Под богатыми в настоящем веке можно разуметь и тех, которые во всем полагаются на свой разум и силу, деньги, связи или положение» (с. 131). Святитель Василий Великий: «Слово это научает нас презрению вещественного богатства».

12 Приидите, чада, послушайте мене,

страху Господню научу вас.

13 Кто есть человек хотяй живот,

любяй дни видети благи?

14 Удержи язык твой от зла,

и устне твои еже не глаголати льсти.

15 Уклонися от зла, и сотвори благо;

взыщи мира и пожени и.

12 Придите, дети, послушайте меня:

страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить

и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла

и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро;

ищи мира и следуй за ним.

Дальше следует поучение псалмопевца Давида о том, что значит иметь страх Господень. Святитель Василий Великий в толковании на эти стихи отмечает, что кроме Божиего страха есть страх вражий, который парализует душу и не даёт ей сопротивляться греху. Страх же Божий вразумляет и, как некой уздой, сдерживает душу от дурных пожеланий. Поэтому бояться Бога — это подвизаться в добродетелях.

В поучении псалмопевца о страхе Божием приводятся последовательные ступени восхождения к добродетели (блж. Феодорит Кирский). Это восхождение начинается с обуздания языка от злых слов, лести и лжи. Затем псалмопевец призывает уклоняться от злых дел. Следующая ступень — это совершение добрых дел. И, наконец, праведный Давид призывает искать мира как самого главного сокровища добродетели.

«Взыщи мира и пожени и». «Мир» — мирная жизнь со всеми ближними, также умиротворённое состояние души. «Пожени» — др.-евр. radfehu: есть также значения этого слова «преследуй, следуй», то есть «добивайся мира». «И» — «его».

Блаженный Феодорит Кирский: «Что же главное в добрых делах? Взыщи мира, и пожени и; потому что человек мирный, любя мир со всеми, не похищает тайно принадлежащего ближнему, не отваживается на убийства, не злоумышляет нарушить супружескую верность, не говорит худого и не делает худого, благодетельствует, промышляет, делится с другими, защищает других, вместе с ними бедствует, вместе подвизается. Таковы нелицемерная любовь и искренняя дружба».

Святитель Афанасий Великий: «Мир же есть Христос».

«Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» Святитель Василий Великий: речь в этом стихе идёт о наследовании жизни вечной и благих днях в Царствии Божием: «ибо дни века сего злы».

16 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их;

17 лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

19 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

20 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

22 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

23 Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.

16 Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их.

17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают [праведные], и Господь слышит,и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Далее приводятся обетования имеющим страх Господень, смирение и сокрушение сердца (о своих грехах), которые названы праведными, и предостережение грешникам. Господь услышит молитвы праведных («молитва» — дословно с древнееврейского здесь: «крик о помощи»).

«Сокрушенных сердцем» и «смиренныя духом» в этом поэтическом тексте приводятся как синонимы. Им обещано избавление от всех скорбей.

«Многи скорби праведным». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Где Дух Святый — там, как тень, следует гонение и брань» (с. 134). Но в бедствиях «ни одна кость их не сокрушится». Святитель Афанасий Великий: «Костями называет доблести душевные, — таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель».

Святитель Василий Великий: «Из опыта знаем, что сокрушены многие кости праведников, которые за свидетельство о Христе предавали себя страданиям всякого рода. Ибо гонители иным раздробили голени, другим многократно пронзали гвоздями руки и голову. Между тем кто же станет отрицать, что скончавшиеся в мученичестве всех праведнее? На сем же основании во внутреннем человеке можно представить себе некоторые кости, которыми поддерживается связь и стройность между душевными силами. И как кости собственною твердостью ограждают мягкость плоти, так и в Церкви есть члены, которые по своей твердости могут носить на себе недостатки немощных».

«И не прегрешат вси уповающии на Него». Бог будет также хранить от грехов тех, кто сам стремится исполнять Его заповеди из страха Божия. В древнееврейском тексте дословно: «не будут осуждены все уповающие на Него».

В противоположность им, грешников ожидает гнев Божий.

«Лице же Господне на творящыя злая»: то есть «Господь обратится против делающих зло». Даже память о них Господь истребит с земли. Смерть грешников люта (то есть жестока). Святитель Афанасий Великий: «Разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма».

«Ненавидящии праведнаго прегрешат». Дословно: «будут осуждены».

Цитата дня

«

Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, Бог оградит тебя охранением Ангелов.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100