Рождественское послание 2009
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Преосвященнейшего МИТРОФАНА, епископа Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии
Украинской Православной Церкви
«Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума…»
Тропарь Праздника
Возлюбленные о Господе
всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братия и сестры!
В эти святые и радостные дни с любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!
Главное песнопение этого торжества каждый раз подвигает всех нас к утверждению, что со Христом вошел в мир не только образ совершенного человека, но и высшее, всеобъемлющее откровение Смысла, Разума и Истины.
Свет разума! Именно тут ведется извечный бой против христианства и Христа и восстают против Него все те, кто думает, что разум только у них и за ними и что во имя разума и разумности они должны сокрушить все то, что связано с Младенцем из Вифлеемской пещеры.
Почти две тысячи лет длится этот спор. Но ведь прошло только несколько дней от Рождества, и мудрецы с востока уже кланяются Солнцу Правды — Иисусу-Младенцу… Но далеко не весь мир принимает этот Свет. Отвергают Его считающие себя мудрыми книжники и фарисеи. Задает вопрос об Истине Пилат и распинает Истину на Кресте. Вот приходит апостол Павел в Афины и вступает в Ареопаг, где восседают все светила науки и философии того времени, и там — в сердце античного мира — проповедует Христа Распятого и Воскресшего. И они, эти мудрецы, смеются над ним и говорят ему: «Об этом мы послушаем тебя завтра».
Проходят годы. Постепенно философы и мыслители начинают задумываться над учением, которое казалось им таким непонятным, нерациональным, странным. Вот философ II века по имени Иустин. Он провел всю жизнь в исканиях Истины, изучил все науки и, наконец, пришел к христианству. Что же привело его к этой гонимой вере и к мученической смерти? Он отвечает: «свет разума», высшая разумность, всеобъемлющая мудрость христианского Откровения. Оно — христианство — одно отвечает на все вопросы, оно одно до конца способно удовлетворить пытливость человеческого ума и жажду человеческого сердца.
Еще несколько десятилетий — и перед нами другой представитель античного Олимпа — Климент Александрийский. И к нему тоже христианская вера приходит и раскрывается как вершина разума, как предел и исполнение всех исканий, всех чаяний человеческих. И сколько их, подобных Иустину и Клименту! И наконец, сама Империя склоняет свою гордую голову перед распятым Учителем, Которого она так долго презирала.
Начинается христианская эра в истории человеческого развития и культуры. Христианство входит в плоть и кровь нашей жизни, без него не понять ни историю, ни искусство, ни философию, ни науку. Именно поэтому уже на протяжении 1020 лет с момента Крещения Руси в днепровских водах наш народ с такой неутомимой жаждой и благоговейной верностью хранит и бережет в своем историческом сердце, словно в лампаде, свет разума Христова, свет Божественной любви. И наши прославленные соотечественники, насколько возможно было им вместить просвещающую мудрость, являются тому неоспоримым примером. Это просветитель Руси равноапостольный князь Владимир, богомудрая княгиня Ольга, победоносный князь Александр Невский, великий светильник благодати Преподобный Сергий Радонежский. Это полководец Александр Суворов, ученый Михаил Ломоносов, писатель и мыслитель Федор Достоевский и многие другие известные и безызвестные наши сограждане.
Но вот в наши дни снова восстает гордыня ума человеческого против сокровищницы разума, добра и красоты. И в ответ с такой же силой несется из храмов торжествующая песнь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» Так же уверенно, так же твердо исповедуем мы, что там, где есть честное искание, жажда истины и любовь к ней — они рано или поздно приводят ко Христу, «Ибо в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4–5). Свет Разума, вошедший в мир и засиявший в нем тогда, не ушел и от нас, живущих ныне. Не погаснет он и для будущих поколений.
Весь мир стремится к единству, согласию, любви. Но где же он найдет их? Все очевиднее растет тоска по чему то, что действительно вошло бы в самое сердце как всеосвещающий свет жизни. Но нет большего у человека идеала, кроме Христа. Нет другого пути, кроме дарованной Христом заповеди любви. Вот этой всепреображающей любовью, этим светом горит и сияет Рождество. Духовным слухом мы слышим все ту же торжествующую хвалу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Духовным взором видим все тот же свет разума, духовным голосом отвечаем на эту радостную весть благодарной песнью: «Христос рождается — славите! Христос на земле — встречайте! Христос с небес — возноситесь!»
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Еще раз поздравляю всех вас с великим светлым праздником Рождества Христова и Новолетием! Пусть каждому из нас достанет духовных сил, разума и веры стремиться и пребывать во Свете Христовом! И в нем мы без сомнения сможем найти свой собственный, индивидуальный путь христианского служения Богу и нашим ближним. Пусть Рожденный от Девы Господь наш Иисус Христос как яркая свеча воссияет радостью Богообщения для каждого из нас, пребывающего в доме Божием. И пусть этим светлым домом станет весь мир!
Божией милостью смиренный
Епископ Горловский и Славянский
Рождество Христово — 2009 — Горловка