Протоиерей Константин Лисняк
Смирение и терпение: как их воспринимают в современном мире?
Если проанализировать, как в современном обществе понимают слова «терпение» и «смирение», то оказывается, что их восприятие изменилось, причём значительно. Ранее они однозначно означали положительные качества, но в последнее время их всё чаще относят к характеристикам недостаточно гармоничной личности. Сильный человек спокоен, без проблем высказывает несогласие и решает проблемы, а не терпит и не смиряется перед ними. Мы решили разобраться, как понимать эти слова в христианском контексте, и обратились за помощью к протоиерею Константину Лисняку, настоятелю Преображенского храма г. Соледара.
С точки зрения популярной психологии
Сейчас категории смирения и терпения чаще рассматривают с точки зрения психологии, для которой эти понятия не тождественны. Терпение в этом контексте подразумевает наличие у человека какой-то душевной боли. Оно связано с ропотом, недовольством, осуждением со стороны других людей, ссорами — то есть человек находится в безвыходной ситуации, ждёт избавления от неё и верит, что через какое-то время срок отбывания наказания закончится. У него в душе накапливается агрессия, он превращается в сжатую пружину, и со временем всё, что он чувствует, выстрелит. Причём неизвестно, чем это обернётся для его здоровья, как психического, так и физического — о психосоматических последствиях стрессов сейчас известно достаточно много. То есть в повседневной жизни терпение — это про какие-то тяжёлые обстоятельства, против которых человек может восставать всем нутром, но сделать ничего не может. Однако в этом случае получается, что терпение — это что-то из области мазохизма, или же это синдром выученной беспомощности, когда человек думает, что от него ничего не зависит.
Смирение многими людьми, далёкими от христианского мировоззрения, воспринимается как слабость. Хотя, если поразмышлять, можно прийти к выводу, что это сила. Человек способен без недовольства переносить любые условия жизни, в какие бы ни попал, верит, что в жизни всё к лучшему. Психология говорит, что в основе такого отношения к жизни лежит принятие себя. Это состояние формируется в детстве. Любовь родителей друг к другу и к ребёнку даёт силы, вдохновение, уверенность, ощущение безопасности. Он принимает себя и мир, что даёт силы переносить даже тяжёлые жизненные обстоятельства. Конечно, это только подобие истинного смирения, но и оно ценно. Прекрасно, когда человек понимает: всё плохое пройдёт, впереди ждёт только хорошее.
Психологи говорят, что, когда человек пребывает в горделивом, нарциссическом состоянии, он чувствует неуверенность в себе, отсутствие внутреннего стержня и точки опоры. В этом состоянии человек воспринимает сложные обстоятельства как личный вызов, угрозу его жизни и безопасности, как то, с чем необходимо бороться. Его терпение — это загнанное в угол неприятие себя. Оно происходит не от мира в душе, а от того, что человек не разобрался в самом себе. В результате он болезненно переносит обстоятельства, которые ему неподвластны, его терпение становится разрушительным. В такой ситуации психологи советуют направить сознание в новое русло: от ропота к благодарности.
Особенно хорошо терпение и смирение воспитываются в безвыходных жизненных обстоятельствах. Гордый человек будет пытаться во что бы то ни стало выйти из некомфортной ситуации, убежать, дистанцироваться. Смиренный же будет воспринимать всё это иначе — как этап, который может дать новый опыт. В итоге испытания приведут к развитию у него стрессоустойчивости. У человека, который более оптимистично смотрит на жизнь, сложные обстоятельства не уничтожают благодарность и надежду на лучшее, доверие к жизни и приятие её. Он воспринимает испытания не как что-то враждебное, а как урок, который поможет стать лучше, развить какие-то качества.
Что мне не нравится в этих точках зрения? Прежде всего — то, что терпение воспринимается как состояние, из которого человеку надо выходить. То есть получается, что терпеливый человек пребывает в ропоте, и ему для нормальной жизни надо развернуть себя к благодарности, избавиться от токсичного состояния жертвы.
А чему учит христианство?
С христианской точки зрения всё диаметрально противоположно. Спаситель говорит: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13). Апостол Павел вообще поёт оду терпению: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5). Получается, что без скорбей нет терпения, а без терпения нет спасения.
О смирении пишет и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). В Ветхом Завете об этом качестве читаем у пророка Исаии: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Одни из самых известных строк о смирении — это слова 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Здесь также можно вспомнить видение преподобного Антония Великого, когда ему были показаны козни диавола в виде сетей, опутавших весь мир. Святой был в ужасе и спросил: «Кто же может их избежать?», — на что получил ответ: «Смиренномудрые даже не прикасаются к ним».
Смирение противостоит гордости и тщеславию, бороться с которыми наиболее тяжело. Святые отцы учат, что победить их можно самоукорением, вниманием к своим грехам и недостаткам, а для этого нужно познакомиться с собой. Неслучайно в Великий пост мы просим Бога словами молитвы Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть хотим научиться видеть свои грехи. Второе средство обретения смирения — это когда мы терпим укоры, осуждение от окружающих людей, но не противимся такому отношению, а осознаём, что получаем по заслугам.
Современному человеку для обретения смирения помогут три приёма:
Первое: напомнить себе, что вы — обыкновенный человек. Это лекарство надо принимать как минимум три раза в день. По сути своей оно — удар по гордости. Мы все считаем себя какими-то особенными, однако стоит уходить от такого отношения и убеждать себя, что вы ничем не отличаетесь от миллионов других людей: не самый лучший, не самый худший, обычный грешный человек.
Второе: осознать и принять, что не все ваши желания сбудутся. Чего-то обязательно не сможете, не достигнете, не успеете — что ж, ничего. Не надо паниковать и, тем более, отчаиваться по этому поводу.
Третье: вам никто ничего не должен. Надо осознать, что вы не Солнце, вокруг которого вращаются все планеты. Если люди дарят вам свою любовь, дружбу, расположение, то надо воспринимать это не как должное, а как подарок. За всё перечисленное обязательно следует благодарить, потому что вам никто ничем не обязан.
Применение этих приёмов противодействия гордости и самолюбию поможет приглушить и немного обуздать их, а это значит, что вы станете на правильный путь, итог которого — жизнь вечная.
Опора, которая помогает жить
Терпение и смирение — это основа пути христианина. Ещё раз вспомним наставление апостола Павла: сначала происходят скорби, от которых рождается терпение. Потом от терпения рожается опытность, а от опытности — надежда, которая «не постыжает», потому что человек, надеющийся на Господа, обретает Его любовь. Получается, имея терпение и смирение, мы обретаем точку опоры в жизни, во всех её сферах — церковной, духовной, семейной и так далее.
Обретение этой опоры очень важно, ведь «жизнь прожить — не поле перейти»: есть вещи, за которые надо бороться, к которым нужно стремиться, и на этом пути всё очень непросто, особенно когда человек живёт в семье. У него есть обязательства и зоны ответственности, которые требуют постоянного внимания, развития, труда. Нам приходится учиться строить отношения, воспитывать, многое изучать. Мы сначала накапливаем, потом отдаём, поэтому очень важно, чему мы сами научимся. Наши образ жизни, привычки, образование, коммуникативные способности, отношения в социуме, профессиональные навыки — всё это важно как для нас, так и для тех, кто рядом. Если всё, что мы делаем, будет основываться на умении жить терпеливо и смиренно, это принесёт много пользы не только нам, но и миру.
Беседовала Екатерина Щербакова