Протоиерей Димитрий Абросимов
Сретение: снова о Солнце правды
Сретение Господне — встреча Ветхого Завета с Новым, которая произошла через сорок дней после Рождества Христова. Почему через тропари этих двунадесятых праздников проходит общая мысль, как ребёнок может благословлять старца и причём здесь война, объясняет протоиерей Димитрий Абросимов, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки.
Тропарь, глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение..
Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Сретение Господне — христианский праздник, основанный на Священном Писании и установленный в память о знаменательном для христиан событии — встрече (сретении) в Иерусалимском храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Об этом событии в кратких чертах рассказывает тропарь праздника.
Первые слова тропаря — прославление Пресвятой Богородицы, Которая стала вместилищем Христа Спасителя. Возможно, тропарь начинается именно с обращения к Богородице, потому что в определённом смысле Сретение Господне — это Богородичный праздник, духовенство даже в этот день надевает голубые богослужебные облачения. В день праздника Сретения мы прославляем и Богородицу, и Господа Иисуса Христа, потому что празднуемое событие очень многоаспектно и широко по своему значению.
Далее в тропаре говорится о том, что из Богородицы воссиял Христос — Солнце Правды. Наименование Господа Солнцем Правды встречает во многих православных песнопениях. Это яркое сравнение мы недавно слышали в тропаре праздника Рождества Христова. Этот рефрен показывает внутреннюю связь двух событий: Сретение Господне празднуется на сороковой день после Рождества — именно в тот день, когда Пресвятая Дева принесла в Иерусалимский храм Богомладенца.
Следующие слова тропаря «просвещаяй сущия во тьме» напоминают нам о цели пришествия в мир Христа Спасителя — просвещении светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога.
В последней части тропаря вспоминается праведный Симеон, который встретил Христа в Иерусалимском храме. Праведный Симеон не просто берёт Младенца на руки — в тропаре подчёркивается: «во объятия». Так автор передаёт радость, восторг святого старца и желанность этого события. Мы не обнимаем каждого встречного, но обнимаем любимого человека, которого встречаем после долгой разлуки. Эти «объятия» свидетельствуют о благодарности Симеона, ведь Сам Господь сошёл на землю ради спасения рода человеческого.
Кондак глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.
В кондаке содержится очень необычный оборот: «и руце Симеоне благословивый». Если мы обратимся к евангельскому рассказу, то найдём там: «И благословил их Симеон» (Лк. 2:34). Но автор кондака, известный церковный писатель преподобный Роман Сладкопевец, выражает здесь интересную мысль: в духовном плане Господь благословил праведного старца, а не наоборот. Именно Господь благословил и даровал Симеону провести долгую и необычную жизнь, и день Сретения благословил праведному старцу исход из земного бытия. Старец видит, что Младенец Иисус — обетованный Помазанник Господа, слава народа Израиля, свет язычникам и спасение всем людям. Младенец благословляет старца, потому что Он — старший. Ветхий Завет в лице праведного Симеона уступает место Новому.
В конце кондака приводится прошение о мире и благополучии людей: «огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец».
Чтобы понять, почему именно в кондаке праздника Сретения Господня особое место занимает молитва о мире и благополучии всех людей, нужно вспомнить историю всеправославного становления праздника. Исторически начало торжественного празднования Сретения относится к эпохе правления императора Юстиниана Великого. В конце 541 года Константинополь и его окрестности поразила моровая язва, жертвами которой ежедневно становилось от пяти до десяти тысяч человек. По прошествии трёх месяцев к этой беде добавилась ещё одна: сильнейшее землетрясение.
В это время одному благочестивому мужу Бог открыл, что бедствия прекратятся, как только будет установлено торжественное празднование Сретения. И действительно, после того как 2 февраля 542 года, на сороковой день после праздника Рождества Христова, было совершено празднество, беды прекратились. В благодарность император Юстиниан повелел ежегодно торжественно совершать празднование Сретению Господню. Мы видим, что праздник Сретения — не только символически, но и исторически праздник особого Божественного покровительства людям, прибегающим к Богу с молитвой.