Протоиерей Роман Литвинюк
Великая пятница: любить, несмотря ни на что
Свидетелями каких событий мы становимся в Великую пятницу? Можно ли в наши время найти примеры жертвенной любви — той любви, к которой призывает нас Христос? Об этом — протоиерей Роман Литвинюк.
Господь сподобил нас войти в великие и прекрасные дни Страстной Седмицы. Вспоминаются очень страшные дни из жизни Христа, но всё же они прекрасны, потому что мы с вами можем погрузиться в них сердцем и душой, соприкоснуться хоть на толику со всем тем, что пережил наш Спаситель.
Мы удостоены возможности духовно пережить события Великой Пятницы. Это страшный день, когда, по словам церковного учения, лучше молчать, чем что-то говорить. Но говорить хочется, поскольку в эти дни человек стремится постичь сердцем всю тяжесть ситуации, когда создание предаёт своего Создателя…
В Великую Пятницу мы вспоминаем святые спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. На богослужении с вечера читаются 12 страстных евангелий, которые повествуют о страданиях Христовых. Они не могут не тронуть наше сердце. Даже неверующие люди, впервые читающие Евангелие, задают вопрос: как человек мог так поступить?
Воспоминания о событиях тех дней помогают человеку увидеть возможность невероятной глубины человеческого падения. Слова Нового Завета символически говорят: вспоминай эти события, храни в сердце — и никогда так сам не делай. Не греши, ибо мы, по словам Самой Пресвятой Богородицы, распинаем Христа своими грехами. Сегодня — повод вспомнить об этом и измениться, дабы никогда не повторять прежних ошибок и грехов. Ведь самое главное, чему учит Евангелие: всё, произошедшее тогда, было ради нас, ради нашего с вами спасения.
Также в этот день совершается чин выноса и погребения Плащаницы. Это очень трогательное богослужение, когда люди с великой скорбью и слезами на глазах смотрят на плащаницу и распятого Христа, словно присутствуя при событиях двухтысячелетней давности. В этот момент особое покаянное чувство осеняет сердца людей.
Многие люди стараются ничего не есть в этот день. По уставу, в этот день вкушать пищу могут только больные и дети, и только после захода солнца. Почему даже мысли о пище не приходят в голову? — Потому что в этот день каждый православный христианин переживает самое страшное для него событие…
Дни Страстной Недели учат нас любви. Той любви, которую проповедовал Господь — ко всем, и к разбойникам, и к тем, кто предал Его. Об этом — слова, сказанные на кресте: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят!» Об этом — заповедь любви, которую дал нам Христос: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).
Спаситель даёт нам урок истинной любви и прощения, чтобы мы научились молиться за тех, кто нас обидел, принёс нам беду, всех, кого мы считаем своими врагами — хотя таковых у нас быть не должно. Человек должен любить всех — так, как любил всех Господь. Даже будучи на кресте, Он всех простил и всех благословил. Этот величайший урок любви преобразил мир…
В моей священнической практике были случаи, когда обычные люди совершали поступки, побуждаемые именно той бескорыстной безусловной любовью, которой учил нас Спаситель. Один священник услышал о том, что представители киевского патриархата должны захватить православный храм. Вопрос уже был решён на уровне властей и милиции.
Все верующие были запуганы и не решались отстаивать святыню: боялись потерять рабочие места в колхозе, боялись гонений. И вот этот священник, живший очень далеко, ночью приехал к храму и приковал себя к замку церковных ворот, чтобы никто не мог туда войти. Он был избит до полусмерти, но храм захватить так и не удалось
Этот случай — не единичный, множество священников отстаивало свои храмы для того, чтобы люди могли приходить в них и прикасаться Божией благодати.
Выбирать между самопожертвованием и предательством всегда непросто. У одной женщины родился ребёнок, больной ДЦП. Муж поставил условие: или он, или я. Женщина выбрала сына.
Ситуация была очень тяжёлой: не было ни помощи, ни поддержки. Сама женщина была неверующей, а в храм пришла для того, чтобы окрестить чадо. Пришла — и осталась. И всё постепенно наладилось. Муж ушёл — но приехала мать, чтобы помогать с мальчиком. Она тоже воцерковилась.
Ребёнка причащали каждую неделю. К сожалению, прожил он только до 15 лет, но они приняли его смерть как волю Божью. На сегодняшний день эта женщина уже инокиня женского монастыря села Богородичное…
Записала Екатерина Щербакова