Вербное воскресенье: о чём читают в храме паремии и Евангелие на утрени?
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора Св. Марка в Венеции
Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия, Апостольских посланий или Ветхого Завета, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений службы Входа Господня в Иерусалим — паримий и Евангелия на утрени. Чинопоследование всенощного бдения под этот праздник с переводом и пояснениями можно прочитать и скачать по ссылке. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Паремии
Книга Бытия
Призвал Иаков сыновей своих и сказал им: «Соберитесь, чтобы я возвестил вам, что случится с вами в поcледние дни. Соберитесь и послушайте меня, сыны Иакова, послушайте Израиля, (послушайте) отца вашего. Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Руки твои на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Детеныш льва Иуда, от ростка, сын мой, ты взошёл. Возлёг, уснул он, как лев и как львёнок: кто пробудит его? Не прекратится князь от Иуды и предводитель от чресл его, доколе не придёт Тот, Кому назначено, и Он — ожидание народов. Привязывая к винограду ослёнка своего и к лозе — сына ослицы своей, Он вымоет в вине одежду свою и в крови грозди одеяние своё. Радостны очи его от вина, и зубы его белее молока!»
В благословениях Иакова сыновьям содержатся данные в образной форме указания на историческое значение и участь каждого из 12 колен Израилевых (сравните: Втор. 33:5-24).
На протяжении книги Бытия мессианское Обетование «И Господь Бог сказал змею: … Тебя и женщину Я сделаю врагами, и дети ваши — враги друг другу: сын её голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту» (3:15) мало-помалу уточняется: Мессия произойдёт:
- из рода Сифа: «У Шета был сын, которого он назвал Энош. С тех пор люди и начали призывать имя Господне» (имя Энош (как и Адам) по-еврейски означает просто «человек»; …призывать имя Господне. — т.е. употреблять имя Господа (Яхве) в молитвах и ритуалах) (4:26);
- из ветви Сима: «И ещё (Ной) сказал: Благословен Господь, Бог Сима! А Ханаану (Хаму) быть рабом у братьев» (9:26);
- из потомства Авраама: «Господь сказал Авраму:… Кто тебя благословит — того Я благословлю! Прокляну того‚ кто тебя проклянёт! Благословением ты станешь для всех народов земли!» (12:1,3);
- Исаака и Иакова: «После возвращения Иакова из Паддан-Арама Бог вновь явился ему‚ благословил его и сказал: Имя твоё Иаков, но впредь не будут тебя звать Иаковом. Отныне твоё имя — Израиль! Так Он дал ему имя Израиль» (35:9-10) и «Иаков подошёл, поцеловал отца, и, почуяв запах его одежд‚ Исаак благословил его такими словами: … Пусть народы тебе служат, племена пред тобой пусть склонятся. Будешь ты господином над братьями: сыновья твоей матери склонятся пред тобой. Проклинающий тебя проклят, благословен‚ кто благословит тебя!» (27:27,29);
- из колена Иуды: «Не выпадет жезл из рук Иуды‚ правителя посох у ног его. Время придёт — он получит дань и народы ему покорятся» (49:10). Особенно это становится понятно, если учесть, что Иудейское царство господствовало над всем Израилем.
Всё это свидетельствует о том, что Христос-Мессия есть истинный Царь, и по праву Его Вход во Иерусалим был царским.
Во время предсмертной болезни Иаков созвал всех своих сыновей и возвестил то, что касалось не их личной судьбы в будущем, а судьбы их потомков, тех 12 колен, родоначальниками которых были его сыновья. Изо всех братьев Иуда был выделен отцом, благословившим его как первородного, хотя он был четвёртым сыном Иакова. Иаков лишил преимуществ первого сына за беззакония, а предпочтение Иуды признали все его дети. Господство всего колена Иудова особенно заметно было на примере Давида и Соломона, которые были царями из колена Иудова. Иаков предрекает потомкам Иуды воинскую отвагу и силу, сравнивая их со львами, которые и во сне страшны. Но главное — из колена Иудова произойдёт Тот, Кто будет надеждой народов. Произойдёт это в то время, когда иудеи будут под властью иноплеменников, что и исполнилось в дни рождения на земле Спасителя. Кроме того, Иаков предрекает потомкам Иуды внешнее благосостояние. Им достанется местность, дающая лучшее виноградное вино во всей стране. Обилие виноградников, как и вообще благодатные внешние условия жизни, принесут людям здоровье и довольство.
Пророчество Софонии
Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев — посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: «Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасёт тебя; привлечёт на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушённых твоих. Увы! Кто принял на неё поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время — говорит Господь; и спасу угнетённую, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле.
Здесь пророк призывает жителей Сиона радоваться, чтобы работать спокойно и уверенно, потому что мир и безопасность даст им Господь, находясь среди них. Обращение «радуйся, дочь Сиона» — обращение к всякой душе (тогда — к народу). Обращение как бы к одному лицу — привычное и тогда всем понятное образное использование сравнения отношения к той, которая прежде огорчала возлюбившего её неверностью, но, видя её раскаяние, он возвращает ей прежнюю любовь, и сам будет радоваться, видя её веселие.
Общая радость сделает жизнь праздником, не прерываемым трудными буднями. Конечно, полнота радости возможна лишь в Царствии Божием, но предвкушение этого блаженства возможно и здесь для тех, кто всем сердцем способен принять Господа и узнать через Него «мир и радость о Духе Святом». Обещание спасти «утеснённую и отриновенную» будет исполняться над всеми, кто будет раскаиваться и обращаться ко Христу.
Чада Сиона за отвержение Христа рассеялись по всей земле. Когда же они обратятся, тогда будет возможна общая радость. Эта паремия читается в праздник торжественного входа Господа в Иерусалим потому, что в народе вспыхнула надежда на обещанное пророком веселие и радость, которое откроется царством Христа.
Многие ожидали немедленного наступления счастливых дней. Церковь, вспоминая пророческие слова, призывает готовить душу покаянием и очищением от всех пороков, чтобы радость Христова Царства стала доступна каждому, и радость эта — не в благополучии внешнем, а в духовном союзе Творца и души-христианки.
Пророчество Захарии
Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и ослёнке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблён будет лук военный, и (настанет) многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от моря до моря, и от реки до края земли.
И ты, ради крови завета твоего, отпустил узников твоих изо рва, где нет воды. (И) вы пребудете в твердынях, узники сонмища, и за один день пленения твоего вдвойне воздам тебе. Ибо Я натянул Себе тебя, Иуда, как лук, преисполнил Ефрема; и воздвигну детей твоих, Сион, на детей Эллинов, и держать буду тебя, как меч бойца. И Господь будет над ними, и выйдет, как молния, стрела Его. И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пройдёт в волнении угрозы Своей: Господь Вседержитель защитит их.
Эта глава книги пророка Захарии предсказывает о судьбах Сирии (Хадрах и Дамаск) и Финикии (Тир и Сидон) ко времени их покорения Александром Македонским (333 г. до Р.Х.).
Мессия, в отличие от Александра и других завоевателей, будет возвещать мир. Тогда народу Божию уже не нужны будут колесницы и кони (евр. «истребляю»; греч. «Он истребит»). Кроткий царь будет править не силой оружия, но Духом Господним. На осле цари ездили, когда не желали начинать войн. Поэтому и Христос въехал в Иерусалим на этом мирном (и очень уважаемом на Востоке) животном. Евангелист, повествуя о входе Господнем в Иерусалим, приводит пророчество Захарии (Мф 21:1-5).
Здесь пророк говорит о Царе, Который спасёт мир, но не силой оружия. То, что Он вступит в Иерусалим не на коне, а на осле, говорит о мирном характере Его входа, как и о всем Его Царстве, которое никого силой не подчиняет. Больше того: Он истребит все «средства ведения войны». Тогда это были луки, колесницы… Но нельзя в этом видеть пророчество о том міре внешнем, который ждали иудеи. Сам по себе мир не будет уделом народов, не умеющих хранить мир в душе своей, мир с Богом, мир с ближними, то есть не желающих жить по заповедям Божиим.
Говоря о грядущем мире, пророк, обращаясь к кроткому Царю, говорит, что освободит и узников «кровью завета». Здесь не столько речь о рассеянных иудеях, которым не всегда хорошо жилось среди разных народов, сколько об узниках врага, противящегося Царю, то есть пленниках диавола. Иудеи хотели видеть реальное освобождение пленных иудеев от ига чужеземных властителей во дни Маккавеев как исполнение пророчества, но Церковь видит освобождение на все века и во всех народах душ, плененных диаволом.
Пророк использует доступные и известные сравнения с нападением на неприятеля, а Церковь в этих сравнениях видит предзнаменование духовной победы Царства Божия, победоносной силы слова Евангелия над умами и сердцами. Так воспринимали и апостолы древние прообразы, о чем говорил апостол Павел во Втором послании к Коринфянам (10:4–5).
Евангельское чтение
Евангелие от Матфея, 83 зачало, глава 21, стихи 1-11, 15-17:
Когда они подходили к Иерусалиму и пришли в Вифагию, к Масличной горе, Иисус послал двух учеников. — Отправляйтесь в деревню напротив, — сказал Он им. — Вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. А если кто-то скажет вам что-нибудь, отвечайте: «Они нужны Господу». И он тотчас позволит их увести. Это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка: «Скажите дочери Сиона: „Вот Царь твой к тебе направляется. Он кроток нравом, восседает на осле, на молодом осле, сыне ослицы вьючной“».
Ученики пошли и, сделав всё так, как велел им Иисус, привели ослицу и ослёнка, положили на них одежды и усадили Иисуса. Огромная толпа устилала дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и устилали ими путь. Толпы людей, шедшие впереди Его и сзади, кричали: — Осанна Сыну Давида! Да будет благословен Идущий во имя Господа! Осанна в небесах!
Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении. — Кто это такой? — спрашивали люди. — Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее, — отвечала толпа. Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: «Осанна Сыну Давида!» — возмутились и сказали Ему: — Ты слышишь, что они говорят?! — Да, — отвечает им Иисус. — Разве вы не читали: «Та хвала для Тебя совершенна, что исходит из уст детей и грудных младенцев»? Покинув их, Иисус ушёл из города в Вифанию и ночь провёл там.
Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»
Сегодня мы радостно празднуем наше вступление в эти святые и великие дни. Вход Господа в Иерусалим открывается как пророчество. И, как всякое пророчество, он обнажает всё. Умы и сердца тех, кто участвует в нём, ещё далеко не ясно и чисто воспринимают происходящее. Потребуется целый ряд событий, чтобы они обрели ясность и чистоту.
«Осанна Сыну Давидову»! — приветствует Господа народ. Этими восклицаниями собираются во Христе все чаяния Ветхого Завета, все обетования Божии. Царь Давид для народного предания и для самой подлинной веры Израиля остаётся непоколебимым знамением исполнения Божиих обетований. Духом Святым Давиду было возвещено, что его царству не будет конца. И ему было обещано потомство, которое воспримет престол отца, и которому будет дано помазание на вечное царство. Из этого обетования рождается образ Мессии, прихода Которого ждали все. Мессия должен быть Мессией, Царём. Он утвердит Свой престол в Иерусалиме.
Вход Господень в Иерусалим являет этого победоносного Мессию. Посланник Божий вступает в Свой град. С высоты Своего восседания, знамения Своего служения, Господь принимает восторженные крики толпы. Люди срезают ветви, бросают цветы перед Ним. Мессию вводят в Его владычество. Счастливые ученики видят собственными глазами исполнение того, что наедине открывал им Господь. «Куда нам идти? Ты Один имеешь глаголы вечной жизни». «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Ин 6:68–69). Они чувствуют себя победителями. Они — друзья Учителя. Они веруют, что всё, что они оставили, чтобы следовать за Ним, возвратится им сторицею, как Он сказал. Они «сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых».
Однако мы знаем, что это торжество Господа недолго продлится. Страшные Страсти и Крест, о которых возвещает нам сегодняшний праздник, обозначатся с предельной очевидностью и для них. Достаточно будет нескольких дней, чтобы все, ученики и народ, забыли торжество Вербного воскресенья. Более того, этот вход Его в Иерусалим будет объявлен обманом с Его стороны. В самом деле, скажут все, Ему недостаёт многого, о чем возвещают древние пророки. Но вход Господень в Иерусалим был праведен и истинен. В нём было начало великого совершения. Это было пророчество о совершении и торжестве Пасхи, того, чего никто не мог вообразить.
«И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» Все увидели Его. Одни изумлялись небывалому явлению, другие смеялись над незначительностью события. Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — зависти и негодования. Так по-разному отзываются умы и сердца людей на приближение Царства Христова. Жители Иерусалима восклицают: «Кто Сей?» — как будто они впервые видят Христа. Святый Божий не узнан во Святом Граде.
И доныне там, где находятся Гефсимания и Голгофа, все величайшие наши святыни, и всюду, где сияет ярчайший свет, где является глубочайшее исповедание веры (как, например, небывалый в истории сонм мучеников на нашей Руси) — рядом с живым присутствием Христа Бога — может быть больше слепоты и мрака, чем где бы то ни было. В Иерусалиме будет отвергнут и предан смерти Христос. И в этом граде, а не где-то, будет встречен восторженной толпой — теми, кто ищет земной победы Израиля над миром — антихрист, потому что он придёт во имя своё.
Господь вступает в Свои Страсти, и это есть преддверие Креста и смерти. Да знаменуется на нас свет лица Его — истинного Бога, осуждённого, непостижимого Бога, Которого народ отвергнет, от Которого сами апостолы разбегутся. Кто может вместить, чтобы спасение совершилось через поражение? Кто мог когда помыслить, что всемогущество Божие откроется через полное Его крушение? Невозможно поверить, чтобы века ожидания, пророчеств, надежды, которая расцветает сейчас в этом дне, завершились смертью Того, Кто должен всех спасти. Такого не может быть никогда. Это безумие. Об этом и скажет апостол в своем вдохновенном исповедании веры: «Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам безумие, но для нас, спасаемых — Божию мудрость и силу» (1 Кор. 1:23–25).
Вот где истина. Наше спасение, наше избавление сегодня от всеразрушающего уныния заключено в этом. Чтобы увидеть, что Господь наш поистине Вседержитель, мы должны прежде всего узнать Бога как любовь, всю себя отдающую. И эту любовь, это Царство Божие внутри нас по дару Христа и Его Креста мы должны обрести. Когда зло торжествует, любовь не перестаёт быть любовью. И всемогущество Божие проявляется именно в этой любви. Это выше всякого разумения. Но чтобы наши каменные сердца стали живыми, есть только один путь — научение Христовой любви. Бог, в Которого мы веруем — не только Всесильный Бог, Творец неба и земли, Он — Бог любви. Он — любовь.
Господь торжественно входит в Иерусалим, потому что человек не имеет веры, доверия всемогуществу любви. Он верит в силу своих мускулов или своего оружия и в то, что Господь может умножить его силу. Господь грядёт на вольную Страсть, потому что человек не верит, что одна только сила любви может преобразить мир. В этом ошибка мира, это то, что называется грехом.
Веровать во всемогущество любви означает отвергнуться всякой другой силы. Это значит победить всякий страх. Это значит веровать, что любовь сильнее всякой другой силы при условии, что мы полагаемся только на эту единственную силу. Есть только Христос, входящий во Святый Град, без всяких иллюзий. Он знает, что Он — зерно, которое должно умереть, и теперь среди ликования толпы Он идёт на смерть. Он предаёт Себя в руки человеческие, и всякий наш отказ от этой любви есть участие в Его распятии.
Вся история человечества сокрыта отныне в этой тайне. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», чтобы мы поняли вдруг, что единственное зло, единственная смерть, которые существуют в мире — это наша замкнутость на себе и отказ от любви Того, Кто никогда не перестаёт любить нас.
Только любовь побеждает смерть. Любовь, которая крепче смерти — и в этом наша жизнь веры. Любовь крепче смерти только тогда, когда она всецело любовь, когда она не видимость. Довольно того, чтобы любовь шла до конца и чтобы она передавала другим то бесконечное, которое есть её вечный источник. Последнее слово — не смерть, а любовь. И во Входе Господнем в Иерусалим уже присутствуют Его Крест и Воскресение.