Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина
Вербное воскресенье: традиции праздника
Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим, отмечается за неделю до Пасхи. Господь идёт на вольную страсть. Перед этим было воскрешение праведного Лазаря — друга Христа. В Иерусалиме, узнав об этом чуде, восторженно встречали Спасителя. Люди постилали под копыта Его ослика свои одежды и пальмовые ветви — в знак уважения и восхищения Им. На Русь этот праздник пришёл в Х веке. Но так как у нас пальмы не растут, славяне приветствовали Христа ветвями дерева, которое первым распускается весной, — вербы. О том, что делать и чего не делать с вербой, — протоиерей Николай Марковский.
Освящение вербы
Устоялся обычай освящать веточки вербы в храме. Это символ праздника. Но необязательно идти покупать вербу, чтобы прийти в этот праздник в храм.
Часто возникает вопрос, почему не приносят в храм ветви ели, вечнозелёного растения. У славян отношение к ёлке было как к дереву, которое использовалось при погребальных обрядах. Принести ветвь ели в храм в этот день — не грех, но многие и в наши дни могут смутиться, так же, как и при виде искусственных цветов. На Рождество ёлочка, тем не менее, украшает наши храмы.
Вопреки сложившемуся мнению, срывать веточки вербы вблизи кладбищ можно. Никакой «негативной энергетики» такой букет не несёт. Это верба будет освящена в храме — о какой «негативной энергии» тут можно говорить? Но не нужно делать это на самом кладбище — это будет неблагоговейно по отношению к умершим.
Так как праздник пришёл к нам на границе языческой и христианской эпох, к православным обычаям примешались языческие обряды. Они дошли до сегодняшнего дня. Чего только ни делают с освящённой вербой — пускают по воде, втыкают в кровлю, едят почки, заваривают отвар, бьют скотину, помещают в хлев или курятник…
В дохристианские времена вербу, как и берёзу, наделяли некой необычайной силой. Так как верба распускается первой, люди считали, что если будут совершать с ней магические обряды, то она передаст свою «жизненную силу» человеку или какому-то животному. Из дохристианских времён идёт и поверье, что в этот день надо умываться росой.
Христианство гораздо глубже, чем примитивные языческие верования. Сама идея о целебных свойствах вербы в наше время уже архаична. Если человек смешивает православные и языческие обычаи — он впадает в грех. Он подменяет понятие благодати Божией, которая действует в мире, магической силой от каких-то предметов. Фактически, человек становится идолопоклонником. Он верит не Богу, не силе Духа Святаго, а вербе или какому-то другому растению, и центр его веры — всевозможные предметы, а не Господь.
В Церкви нет магии. В Церкви есть вера. То, что вы сделаете с верой, будет вам во благо. Но если вы относитесь к Церкви как к какому-то магическому заведению — думаете, что священник что-то прочитал, и веточка или трава «увеличила свою силу», то это неправильное восприятие Церкви и молитвы.
Верба — атрибут Вербного Воскресенья, не более того. Не надо наделять её особыми свойствами. Идя в храм и неся с собой ветви, мы идём встречать Христа, Который грядёт на вольную страсть. Жители Иерусалима постилали ветви под копыта ослика, выражая своё уважение Христу, но никто потом не нёс их домой и никто с ними ничего не делал.
Если священник окропил вербу святой водой, её, как и любой освящённый предмет, нельзя выбрасывать. Можно засушить и хранить в святом углу возле икон, можно сжечь. Если верба пустила корни — её можно даже посадить. Но нельзя бегать со святыней по улице и стегать ею людей и скот, принимать с нею ванны или добавлять в пищу. К освящённым предметам мы должны относиться с большим уважением. Я бы никому не советовал нести в курятник освящённую вербу либо заваривать её.
В странах на Средиземноморском побережье христиане встречают праздник Входа Господня в Иерусалим ветвями пальм и олив. Пальмовые листья достигают длины в несколько метров, и поднятые над головой представляют впечатляющее зрелище. По традиции, дети должны принести оливковую веточку своим крёстным родителям. Из пальмовых листьев также делают небольшие распятия. Их украшают цветами и перевязывают ленточками.
Во Франции на атрибуте праздника не особо зацикливаются и называют этот день «Воскресенье осанны».
В католических странах в храм принято приносить самые необычные букеты. В Польше, где пальмы не растут, накануне праздника проводится конкурс на самый красивый букет к празднику, а также устраиваются ярмарки, где можно приобрести оригинальные и неожиданные композиции из цветов.
Крестный ход в Пальмовое воскресенье в Польше
Ярмарка перед праздником в Польше
Вход Господень в Иерусалим у христиан прочно ассоциируется с началом пути Христа на страдания. На этом фото индонезийские женщины несут деревянные распятия во время крестного хода в Восточном Тиморе, чтобы напомнить о смысле праздника.
В Греции, а также Сербии и Македонии, в Лазареву субботу накануне праздника практикуются колядки наподобие рождественских. Дети и молодёжь ходят по домам и разыгрывают сценки, благовествуя о воскрешении Лазаря и торжественном входе Господа в Иерусалим. С собой они носят корзины, куда все желающие кладут постные угощения. Греки в этот день приносят в храмы ветви лимонных, апельсиновых деревьев, и, конечно, лавр — древний символ почестей в этой стране.
Украшение дома
Такая традиция есть и в моей семье, и в семьях многих верующих людей. Перед праздником мы приводим свой дом в порядок, моем окна. За год в доме накапливается много ненужных вещей. Перед праздником люди выносят из дома старые и сломанные вещи. Мы идём в храм в нарядной, красивой одежде, и такими же нарядными делаем наши жилища.
Этим праздником начинаются дни, которые приводят нас к Светлой Пасхе. Поэтому лучше не начинать ремонт в доме, если нет уверенности, что вы его закончите к Вербному Воскресенью — иначе все мысли будут не о Воскресшем Христе, а о повседневной суете, связанной с ремонтом. Начатые дела лучше отложить до окончания Светлой седмицы. Эти две недели надо посвятить Богу.
Посещение могил умерших родственников
Мы убираем не только у себя в доме, но и на могилах наших усопших близких для того, чтобы проявить уважение к ним. Это добрая, благочестивая традиция. Очень хорошо убрать и на могилах, которые уже давно никто не посещает. Уже скоро будет Радоница, когда мы придём к нашим усопшим с радостной вестью о том, что Христос воскрес, когда на кладбищах священники будут совершать панихиды. Мы с моей семьёй всегда приезжаем на кладбище перед Вербным Воскресеньем, чтобы привести в порядок могилы наших сродников.
Возвращение долгов и прощение обид
Это тоже благочестивая традиция. Но нужно помнить, что возвращать долги, прощать обиды, совершать добрые дела нужно не только в праздник.
Праздничный стол
Икра, рыба, морепродукты
Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — церковный устав предписывает ослабление поста и рекомендует вкушать рыбную икру, а в день праздника — рыбу. Я сам очень люблю рыбную икру, но средств на её покупку зачастую нет. Тем, кто стеснён в средствах, не следует в обязательном порядке идти и покупать икру. Это лишь рекомендация устава, а не строгое предписание.
В Великом посту, а также и в этот праздник, благословляется вкушать и морепродукты. Однако, хотя мидии и креветки были самой дешёвой пищей в тёплых средиземноморских странах, где создавался Устав Церкви, в наших краях они стоят очень дорого. Для нас это предписание тоже необязательно.
Печенье в виде почек вербы
В сёлах есть свои особые традиции. В некоторых местах пекут печенье в виде почек вербы. Но следовать всем традициям праздника не обязательно. Это всего лишь традиции. Обязательно — в этот день посетить храм, исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин и подготовиться ко встрече со Христом в день Его Светлого Воскресения.
Художник В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича»
Древний обычай «шествия на осляти»
В Иерусалиме примерно с IV века в день праздника совершалось действо, которое помогало глубже пережить события Входа Спасителя в Иерусалим. Епископ Иерусалимский садился на ослика и ровно в полдень при большом стечении народа начинал крестный ход с Елеонской горы. Под звуки праздничных песнопений верующие с пальмовыми ветвями в руках сопровождали епископа, восседающего на осле, к Золотым воротам Старого города. По пути на всех святых местах крестный ход останавливался и читалось Евангелие.
Традиция праздничного шествия сохранилась и в наши дни, но уже без ослика. Сегодня крестный ход в Вербное воскресенье начинается не с вершины Елеонской горы, а в километре от стен Старого города. Торжественная процессия входит через восточные Львиные ворота — врата, через которые входил в город Христос, были замурованы в XVI веке, во времена правления султана Сулеймана.
Этот же обряд совершался в Московской Руси XVI века в Москве и других городах. В Москве царский крестный ход начинался от Успенского собора в Кремле к Лобному месту. Патриарх подавал царю ветвь финиковой пальмы. Ослика изображал конь, наряженный в попону с длинными ушами из ткани. Сам царь вёл за повод «осля», а впереди везли колесницу со спиленной наряженной вербой — её украшали бархатными и шёлковыми цветами, финиками, инжиром, виноградом и орехами.
У Успенского Собора Патриарх благословлял древо, после чего его большие ветви рубили и на серебряные подносах несли в царские покои, дарили знатным горожанам.
На площади были расставлены бочки с множеством веток вербы для всех желающих. Те, кто познатнее, получали ветви из наряженных саней, перевязанные атласными лентами.
Обряд не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими захватчиками. В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Патриарх и митрополиты раздавали окружающим ветви вербы. Архидиакон, стоя лицом на запад, читал Евангелие до слов «и посла два от ученик»; с этими словами соборный протопоп и ключарь отправлялись за «ослятей». Протопоп и ключарь покрывали «осля» ковром и дорогим красным и зелёным сукном. Патриарх держал в одной руке Евангелие, а в другой крест, и садился на «осля».
Возрождение обряда шествия на «ослике» в г. Ростове Ярославской области, 2009 год
Шествие начиналось с младших чинов: дьяки, дворяне, стряпчие, стольники — все они были в расшитых золотом кафтанах и поэтому назывались золотчиками. За ними везли нарядную вербу. Под деревом стояли певчие дьяки в белых одеждах. За вербой шло духовенство с иконами, думные дьяки, окольничие и царь, который за конец повода вёл «осля». Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. По пути следования дети стрельцов от 10 до 15 лет — количество их достигало 1000 — устилали дорогу тканями, в основном красными и зелёными, которые считались особо дорогими. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны и другие богатые одежды.
В 1636 году для украшения вербы была приобретена тысяча яблок разного размера. После праздника патриарх раздавал яблоки знатным людям. Самые крупные яблоки отправлялись во дворец. В 1670-е годы для украшения вербы в Немецкой слободе начали покупать искусственные цветы, фрукты и птиц. В 1672 году на украшение вербы было потрачено более 476 рублей.
С приходом Петра Первого было отменено патриаршество, а шествие «на осляти» больше не проводилось: император посчитал унизительным для царской особы вести лошадь. Теперь на Красной площади устраивали гулянья, во время которых монахини Вознесенского монастыря в Кремле торговали вербой, а также искусственными цветами и восковыми фигурками для её украшения, которые делали сами.
С 1990-х годов неоднократно предпринимались попытки возродить этот древний и красивый обычай.