Протоиерей Олег Кручинин
«Вышел сеятель сеять»: три загадки самой известной притчи Иисуса Христа
Среди всех притч Иисуса Христа, собранных в Новом Завете, притча о сеятеле (Лк. 8:5-15) — пожалуй, самая известная. Более того, это единственная притча, содержание которой прокомментировал Спаситель. Казалось бы, здесь всё понятно, и никаких вопросов быть не должно. Но на самом деле при детальном изучении их возникает очень много.
В содержании притчи и разных вариантах её толкования разбирался протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.
Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?
Для современных людей, преимущественно живущих в городах, начало этой истории не кажется чем-то необычным. Речь идёт о посеве зерновой культуры — например, пшеницы. «Вышел сеятель сеять», — говорит Иисус Христос и приводит несколько ситуаций того, в какую почву попадает семя.
А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.
Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?
Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.
Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.
Бог не делит людей на Своих «любимчиков» и «врагов». Он протягивает руку, полную семян (или благодати Божией), каждому. И наша задача — откликнуться на этот подарок, воспринять дар Божий. Стать той доброй почвой, которая преумножает посеянное Богом если не стократно, то хотя бы в несколько раз.
Загадка № 2: кто автор комментария?
Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.
Но когда Господь разговаривал со Своими учениками, Церкви в привычном нам понимании ещё не было. Да и комментарий к притче приводится только здесь. Почему истории о сеятеле Спаситель уделил особое внимание? Она самая сложная и непонятная? Вроде бы нет. Почему Он не комментировал другие притчи? Точных ответов на эти вопросы у нас нет.
А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что комментарий к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.
Четыре типа почвы — это четыре группы людей.
Образ дороги — это люди, привыкшие поступать «как все»: по широкому пути идти или ехать удобно. Но всегда ли мы знаем, куда именно ведёт такой широкий путь? Птицы, склевавшие семя, — это бесовские силы. Они могут действовать по-разному, но всегда под их руководством мы будем идти от Христа.
Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.
Терния, или сорные травы, — это те удобства, развлечения и вроде бы важные дела, которые забивают собой всё наше время и не оставляют возможности на общение с Богом в молитве. Давайте честно признаемся, сколько часов ежедневно мы тратим на пребывание в социальных сетях, на компьютерные игры, просмотр телевизора и подобные вещи. А потом посчитаем, сколько минут в сутки мы держим в руках Библию или молитвослов. Читать вечерние молитвы, как правило, сложно — хочется спать. Но как быстро сон пропадает, стоит прикоснуться к смартфону! «Суета сует» — слова, актуальные не только для царя Соломона, но и для каждого из нас.
И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.
Загадка № 3: что бы значила притча сия?
Третье сложное место в, казалось бы, известной притче — это вопрос, заданный Христу учениками: «Что бы значила притча сия?» Ответ Господа вряд ли можно назвать понятным: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).
Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.
Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.
Выражением «они видя не видят и слыша не разумеют» Господь направляет слушателей к 6-й главе книги пророка Исаии. За много веков до вочеловечения Спасителя пророк говорил слова, которые сводятся к следующему: «огрубело сердце этого народа и оглохли уши их и сомкнулись глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите».
По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.
Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15) — такими словами завершается рассматриваемое сегодня евангельское чтение. И в этой фразе заложен ещё один глубокий смысл: нужно уметь не только говорить, но и слушать. Ведь слушающий Слово Божие уподобляется доброй почве, принимающей семя. Помоги, Господи, преумножить семя и дать добрый плод!