Протоиерей Николай Фоменко
Зачем Церковь напоминает нам о расслабленном?
В Евангелии рассказывается о множестве исцелений, совершённых Спасителем. Почему же в четвёртую Неделю по Пасхе мы вспоминаем именно исцеление расслабленного у купели Вифезда? Отвечает протоиерей Николай Фоменко, благочинный Александро-Невского округа Славянска.
Идут пасхальные дни, которым предшествовали Святая Четыредесятница и Страстная Седмица. В это время мы избавлялись от грехов, старались исцелить свои души. После Пасхи многим кажется, что всё закончилось, человек расслабляется и вновь возвращается к своим прегрешениям.
В это воскресенье Церковь вспоминает историю расслабленного, который 38 лет болел и каждый год возле купели Вифезда ждал схождения ангела в воду, чтобы исцелиться. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:6-9). Через некоторое время «Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Когда этот человек рассказал иудеям, Кто исцелил его, то, по сути, выдал Христа: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:16).
Чему же учит нас эта история? Почему именно её напоминает нам Церковь в это воскресенье? Думаю, что учит она следующему: мы, избавившиеся от определённых грехов во время поста, не должны расслабляться. Если же получили исцеление от своих духовных недугов, не должны возвращаться потом ко греху, чтобы не стало хуже, чем было прежде.
Парализованный человек не печётся о быте и домашних, ему только бы выздороветь. Он созревает в вере. Вере современного человека мешают житейские попечения, которым мы предаёмся на протяжении жизни. Часто люди живут от Четыредесятницы до Четыредесятницы, в остальное время забывая блюсти себя от греха. Поэтому Церковь и напоминает нам о евангельском расслабленном сразу же после празднования памяти святых жён-мироносиц, когда мы воспевали их верность Спасителю. Когда мы впадаем в грех, то заболеваем не только физически, но прежде всего душевно. Самое страшное — когда человек грешит осознанно, понимая, что его поступок плохо отразится на состоянии души. Надо всё время помнить, что когда мы согрешаем, то непременно раним свою душу. Даже если по чёрствости своей не чувствуем боли, душа наша больна и требует лечения.
Церковь часто напоминает нам об исцелении расслабленных. Вспомним больного, которого друзья принесли к ногам Иисусовым, разобрав для того крышу. Мы все так или иначе расслаблены. Даже если чувствуем себя хорошо, всё равно нуждаемся в словах: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). В Евангелии вновь и вновь подчёркивается, что грех — это болезнь, не только физическая, но и душевная. Дай Бог, чтобы мы не болели душой. Если же болеем физически, поспешим в исцеляющую купель — Церковь Господню. Причащаясь Тела и Крови Христовых, присоединяясь ко Христу, мы избавляемся от грехов, и самое главное — не возвращаться к ним.
Замечу ещё, что часто нас расслабляет пища. После поста мы начинаем есть скоромное, и нам уже не до борьбы с грехами, не до спасения души. Пришла Пасха, разговелись, стали есть больше и вкуснее — и нас покидают душевные и телесные силы, одолевает сонливость. Бог давал нам силы, когда мы постились, но теперь эта поддержка ослабевает. Поэтому на протяжении года пост в среду и пятницу очень важен, нельзя игнорировать его. Чтобы не предавать Бога, предательство Которого Иудой мы вспоминаем в среду, и не наносить Ему ран, как истязавшие Его на Кресте, надо поститься в эти дни. Господь сказал: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15). Наша жизнь подвержена разным опасностям, главная из которых — грех. Грех — это не только болезнь, но и смерть, поэтому расслабляться нельзя. Если же так случилось — нужно немедленно каяться. Да, волей-неволей мы расслабляемся, но главная наша задача — не дойти до предательства Христа. Именно поэтому Церковь печётся о нас, предостерегая от ошибок и падений.
Записала Екатерина Щербакова