Жизнь дана нам для того, чтобы мы изменились
Вечером 19 марта, во второй день Великого поста, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. По окончании канона владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
Всечестные отцы, дорогие браться и сестры!
Примите мои самые искренние поздравления с началом Святой Четыредесятницы. Пользуясь возможностью быть сегодня здесь вместе с вами в богоспасаемом граде Славянске, в Александро-Невском кафедральном соборе, я испрашиваю прощения, в чем согрешил перед вами, словом, делом и помышлением, и прошу ваших молитв на предстоящие дни Святой Четыредесятницы.
Богу угодно было так устроить, чтобы перед праздником Пасхи и Страстной неделей мы имели эти особые сорок дней, весну духовную, как их называет церковное богослужение, когда и природа, и человеческое естество стремятся к обновлению жизни. Как в природе все обновляется, когда пригреет солнце, так и наша душа хочет обновления, хочет подрасти, согреться теплом.
Сделать это можно, только приблизившись к Богу, потому что Бог есть источник тепла, любви и света, и та сила, которая обновляет человека, созидает его духовную жизнь. И для того, чтобы согреться, для того, чтобы подрасти, Церковь и предлагает нам это особое время. Мы сегодня отдаем Богу десятину — не в виде материальных пожертвований, как когда-то отдавали люди в Ветхом Завете, а посвящаем служению Богу десятую часть года, по-особому проводя эти дни.
Кто-то постится в первый раз и открывает для себя совсем новые стороны жизни, по-новому узнает самого себя. Кто-то уже не в первый раз становится на этот путь. И те, кто впервые начал этот подвиг, и те, кто уже много лет трудится, из года в год идя по этой дороге, — мы все равно находим и открываем для себя что-то новое. Новыми для нас могут быть не только чувства и переживания, которыми наполняется наша душа, но и по-новому мы узнаем самих себя, открывая в своей жизни то, чего раньше не замечали.
Бывает так, что человек, приходя к священнику, говорит: «Я раньше не грешил, а когда начал ходить в церковь и молиться Богу, сразу начал грешить. Скажите, батюшка, что со мной происходит?»
Скорее всего, происходит с нами то, что мы раньше не видели своих грехов, и они были для нас обычным, повседневным образом жизни, привычным и комфортным. Но благодать Божия коснулась нашего сердца, и вдруг то, что было для нас нормой, мы начали осознавать как грех. Начали не только понимать умом, что грешим, но и ощущать, что грех мешает нам приблизиться к Богу.
Именно об этом мы будем молиться и просить весь пост: «Господи, даруй мне видеть мои согрешения». Увидеть свои грехи можно только тогда, когда на свою жизнь мы сможем посмотреть в свете Евангелия, когда нашего сердца коснется Божия благодать.
Не всегда у нас получается сделать так, как мы задумали и как мы хотим. Бывает так, что в начале поста у нас одни мысли — мы хотим и это сделать, и то успеть, и это начать, и от этого избавиться, — но пост заканчивается, и мы видим, что как мы были, так и остались на том же самом месте. Это происходит по разным причинам. С одной стороны, виноваты в этом бывают наша леность, наше нерадение и наша самоуспокоенность: нам иногда кажется, что того, что мы делаем, достаточно, чтобы наследовать Царство Божие и жизнь вечную.
Если посмотреть на материальную сторону жизни, мы видим, что ни один человек не останавливается на месте — он всегда хочет большего. Купил одну одежду — хочет другую, зарабатывает тысячу — хочет зарабатывать две тысячи, ездит на одной машине — хочет поменять, купить другую. Построил один дом — хочет построить еще больший. Как говорил богач в евангельской притче: сломаю старые житницы и построю новые. И так до бесконечности. Никогда этому нет остановки.
Но почему, когда мы смотрим на духовную сторону своей жизни, мы видим совсем иную картину? Почему мы бываем довольны сами собой и говорим: я же хожу в церковь, молюсь, исповедуюсь, причащаюсь, что еще от меня нужно? Или когда наша совесть нам что-то открывает или через других людей, или через обстоятельства нашей жизни, мы как бы в самооправдание говорим: я такой, такой у меня характер, что же теперь делать?
А между тем, нам жизнь дана для того, чтобы мы изменились и стали другими. И мы не должны быть довольными тем, что мы сегодня приобрели, но должны всегда себя спрашивать: достаточно ли времени мы уделяем молитве, делам любви и милосердия, своим родным и близким? Мы можем задать себе много вопросов.
Неслучайно покаянный канон преподобного Андрея Критского — это как бы беседа человека со своей душой. И мы эту беседу должны продолжать, выходя из храма, спрашивать свою душу: «Душе моя, что ты сделала в этот день для того, чтобы ты носила достойно звание христианина? Душе моя, столько ли времени ты уделяешь для Бога и для вечности, сколько ты уделяешь для вещей земных и материальных?
Душе моя, знаешь ли ты о том, что сегодняшний день стал еще одним шагом, который приближает тебя к концу? Душе моя, с чем ты предстанешь перед Богом, когда Господь призовет тебя в мир иной? Душе моя, что происходит внутри тебя, когда ты испытываешь в чем-то недостаток, или когда, как тебе кажется, тебя кто-то обижает?
Ведь грех — это не просто плохой поступок. Это то, что разделяет человека с Богом, то, что делает его неспособным ощутить присутствие Божие, соединиться сердцем с Божественной благодатью. Душе моя, почему ты живешь с грехом и не каешься в нем? Почему ты не хочешь от греха отстать, отойти и возвратиться к Богу? Душе моя, почему ты не переживаешь, не думаешь о том, что грех, если он останется с тобой, если он будет нераскаянным, отойдет с тобой в вечность?»
Эти вопросы мы должны задавать своей душе. Пока мы можем что-то сделать для своего исправления — для нас это время благоприятное и день спасения. Но ведь всегда так не будет. Человек живет на земле определенное время, и сколько этого времени — нам Господь не открыл. Мы не знаем, кто завтра предстанет пред Богом — старый или молодой. Не в нашей власти это знать и это предугадать.
Но даже если человеку Господь судил дожить до старости, то в старости у него уже не те силы, многого он уже не может сделать. Что-то он в силах сделать, но все сделать не сможет. И поэтому каждый пост мы должны себя спрашивать: что я в этом посту могу сделать, чтобы еще на один шаг стать ближе к Богу?
К Богу мы не приблизимся механически, только лишь через исполнение определенных правил и обязанностей, через вкушение и не вкушение той или иной пищи. К Богу мы приближаемся через добрые дела, через смирение и любовь, и именно этим должна наполняться наша жизнь, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы.
Сегодняшнее богослужение и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского говорят нам, чтобы мы не успокаивались, чтобы мы спрашивали себя почаще, куда мы идем, и что нам нужно делать для того, чтобы быть с Богом. Чтобы мы искали не только для своего земного бытия необходимое, но и не забывали о том, что душа человека является более важной, главной ценностью — и в очах Божиих, и для нас с вами.
Церковь, как чадолюбивая мать, все делает для того, чтобы пробудить в нас желание быть с Богом, чтобы помочь нам осознать, что такое грех, преподать нам через Таинства врачующую и исцеляющую Божественную благодать — для того, чтобы возродить нас к новой жизни и помочь нам отстать от греха, чтобы наполнить нашу жизнь глубочайшим смыслом и великой радостью.
Пусть эти святые дни Великой Четыредесятницы, которые очень быстро пройдут — мы и не заметим, как они закончатся, и наступит Страстная неделя и праздник Пасхи — станут временем приобретения духовного сокровища, которым каждый из нас по-настоящему может быть богат.
Можно это время утратить, потратить впустую, можно опять прожить его без пользы для своей души и для своей вечности. А можно потихоньку, с Божией помощью, что-то приобрести. Все сразу сделать очень тяжело. Но если делать маленькие шаги и не отступать назад, то каждый год мы будем все ближе и ближе к тому, какими нас хочет видеть Господь.
Дай Бог, чтобы так было с нами, чтобы мы потрудились, и милость Божия, присутствие Божие стали ощутимыми для нас. Чтобы с радостью и ликованием сердца мы встретили великий день Светлого Христова Воскресения.
Пусть Господь вас благословит в эти дни потрудиться и укрепит духовные и телесные силы!