Ольга Ильчук
Как создать детский хор с нуля
Как создать с нуля детский хор и не растерять его во время войны? Какой репертуар выбрать и кто должен принимать это решение? О становлении юношеского хора Богоявленского кафедрального собора «Союзу духовных композиторов» рассказала его регент Ольга Ильчук.
— Ольга Вадимовна, расскажите об истории создания такого молодого, уникального и невероятно талантливого коллектива.
— В 2013 году наш владыка, митрополит Горловский и Славянский Митрофан, заметил меня, когда я занималась детским хором и воскресной школой на приходе у своего отца в другом городе. Ему понравилось, и он благословил меня приехать в кафедральный собор и здесь заниматься такой же деятельностью. Я начала работать в ноябре 2013 года. Примерно в это же время на территории нашего собора, который тогда только строился, открылась детская площадка, и мы максимально воспользовались этим событием, чтобы дать рекламу о том, что мы набираем детей в воскресную школу и хор. Кроме того, развешивали объявления о наборе везде — на остановках, в музыкальных школах. Я прослушивала всех желающих, и деток с хотя бы минимальным музыкальным слухом мы брали.
Вначале мы набрали мало детей — всего семерых. Среди них было три девочки, которые могли более-менее держать партию, и мы для начала выучили с ними «Агиос» — трио для архиерейской службы. На Рождество 2014 года мы спели это трио и малые ектении в два голоса.
— С какими трудностями Вы сталкивались в самом начале пути становления хорового коллектива?
— В кафедральном соборе был один хор, и владыка поставил передо мной задачу создать равноценный второй. Когда я попыталась набрать в него людей, мне сказали, что поющей молодёжи и взрослых нет, все уже заняты. Тогда я решила пойти другим путём — собрать детский хор. Я думала, что года за два дети научатся петь и как раз тем временем подрастут. Но в реальности перед нами встала задача выучить службу очень быстро, потому что наш хор должен был петь половину или хотя бы треть всех служб — богослужения в соборе совершаются ежедневно, и одному хору, который был на тот момент, петь на каждом из них было тяжело.
Потом началась война, и получилось так, что коллектив основного хора разбежался. Почти все разъехались, потому что у них были семьи, детей прятали от войны. Половина наших детей тоже разъехалась в другие города, но основной костяк остался, а на место уехавших приходили другие — было с кем работать. Оставшимся детям пришлось быстро встать в строй, сразу выучить гласы и много чего ещё. Два хора — и детский, и старший — сошлись в один. По ночам все в подвалах, бомбят, а по утрам службы шли, дети пели. Я не знаю, где у них силы брались. Был момент, когда даже я уехала, и дети ходили на службы уже без меня, к другому регенту, которая несла седмицу.
У нас в хоре своего рода конвейер — одни дети уходят, другие приходят. Кто-то вырастает и уезжает учиться, кто-то уехал из-за войны, кто-то просто не смог удержаться в церковном коллективе. В хор приходят даже нецерковные дети, которым это интересно, — они не привыкли к длинным службам, а у нас хористы в храме от чтения часов и до целования креста. К тому же, у нас не «пришли и разошлись», мы очень много времени проводим вместе, отмечаем дни рождения, какие-то другие события. Для меня важно, чтобы все в коллективе дружили. Дети взрослеют, у них начинается переходный возраст, и не всегда в отношениях всё идеально. Когда начинается разбор полётов, кто-то хочет разобраться до конца и остаться, а кто-то уходит.
— Что или кто сформировал Ваш музыкальный «ориентир»? Какие авторы духовной музыки любимые?
Сформировал музыкальный ориентир отец, потому что он меня с двенадцати лет ставил регентовать в сельском храме, где не было регента. Тогда я просто ходила в музыкальную школу, сама ещё училась петь, партию держать. Приходилось становиться и не просто с бабушками петь, а быть главной в этом коллективе. Потом папа увидел, что мне с бабушками тяжело, и начал привлекать молодёжь. Первый мой мини-хор, даже, скорее, ансамбль, состоял из трёх человек — меня и двух моих подруг. Начинали мы с кантов по запричастном, а потом уже и полностью службы пели на три голоса.
Если говорить о моих музыкальных вкусах, они менялись очень сильно. Когда я училась в регентском, нравились концертные произведения — Березовский, Бортнянский… А когда дошло до дела, особенно когда хор только собирался и нужно было выровнять пение, мы начинали со знаменного распева в обработке. Очень много знаменных распевов есть в обработке монахини Иулиании (Денисовой), мы особенно их полюбили. Наш коллектив пристально следил за её творчеством, мы с ещё одним преподавателем даже ездили на её концерт в Минск во время войны и слушали её хор в живую. Она, оказывается, родом из Снежного. Наверное, ещё и поэтому мы её так любим.
— На Ваш взгляд, какая музыка даёт хороший рост хоровому коллективу?
К нам приходят новички — даже у тех, кто ходит в музыкальную школу, проблемы с нотной грамотой. В такой ситуации помогает знаменный распев и обиход. Но обиход наш хор не любит — мы поём его только антифонно с другим хором. Всё время ищем что-то новое, исполняем произведения современных композиторов. Почему-то многие из них берут за основу именно знаменные распевы.
— Расскажите об особенностях управления подобным хором.
Я полностью отбросила все навыки, которые мне дало училище, потому что там форма, сетка, три четверти, четыре четверти — детский хор вообще этого не понимает. Как-то мы выставили в ютуб наше видео, так в комментариях писали: «Хор поёт прекрасно, только регент как мельница руками машет, танцует. Она только сбивает хор». Сначала я разозлилась, потом просто стало смешно. Хор потому красиво и поёт, что я «танцую». Если я буду ровно стоять, хор начнёт разваливаться. Чтобы он хорошо пел в среднем темпе, мне нужно постоянно двигаться. Дети, особенно новенькие, часто не уверены в том, что знают, как сейчас надо, и смотрят на меня. Я им почти каждое слово должна показывать. Я не могу сказать: «Пойте, как на спевке вы пели», — мы не поём каждый раз одинаково. У нас нет статичного пения.
— Какую деятельность ведёт Ваш коллектив? Расскажите в том числе о конкурсах/фестивалях.
Наш хор обязательно поёт все воскресные, праздничные и архиерейские службы. Когда было мало детей, я просила присутствовать на архиерейских службах всех, с родителями разговаривала, чтобы они разрешали детям пропускать школу. Сейчас поют только те, кто может прийти в этот день. Наши дети уже несут в соборе седмицу, ходят по очереди квартетом.
Нас полюбили городские школы и училища, институт иностранных языков — приглашают петь на свои мероприятия. Там мы чаще всего исполняем народные песни. Недавно мы участвовали в творческом вечере, который был посвящён творчеству Анны Ахматовой, пели новую песню на её стихи. На Святках мы всегда колядуем, на большие праздники проводим концерты на территории собора.
В 2015 году ездили в Москву — нас приглашали поучаствовать в концерте и рождественских гуляниях. Там мы участвовали в авторско-исполнительском вечере в храме пророка Божия Илии, что на Ильинке, возле Красной площади.
В 2017 году мы приняли участие в III Международном фестивале-конкурсе духовной музыки любительских, церковных и детских хоровых коллективов «Петровские дни», проходившем в Санкт-Петербурге. Мы подросли, репертуар расширился, и захотелось поехать себя показать и на людей посмотреть. В нашем регионе нет подобных коллективов, не с кем сравнивать. Поехали в составе 16 человек и неожиданно для себя заняли 1 и 2 места. Были коллективы, которые было интересно слушать. Во время пребывания в Санкт-Петербурге нам, как детям Донбасса, посчастливилось встречать Патриарха в Петропавловской крепости. Мы пели тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, и даже один участник нашего хора говорил слово, а мы все взяли у Патриарха благословение. Руководители других коллективов приглашали нас в Крым, говорили, что будут рады нас видеть, но это пока в проекте.
— Как Вы считаете, что привлекает молодёжь в подобные хоры?
— Я не знаю, надо спрашивать у них самих. Наверное, качественное пение, потому что духовная музыка — это не то, что сегодня модно, а завтра уйдёт. Такая музыка, как и классика, с каждым годом раскрывается всё больше.
Литургия на руинах уничтоженного снарядами Благовещенского храма Горловки, 2017 год
Когда наш хор начал полноценно петь литургию, мы стали ездить на архиерейские выезды. У бабушек и дедушек, особенно на окраинах и в сёлах, поднимается дух, когда они видят в храме молодёжь. И нам интересно — дети что-то новое для себя видят, могут посмотреть, как живут люди. Со временем детские хоры начали появляться и на других приходах, и у владыки возникла идея сделать литургию, в которой будут участвовать только детские хоры. Решили совершать такое богослужение в Вербное воскресенье — день, когда мы вспоминаем, как дети приветствовали Спасителя. В этот день мы собираем в Горловке все желающие воскресные школы и детские хоры с неподконтрольной Украине части нашей епархии — остальным пересечь линию разграничения практически невозможно. Первая такая литургия была совершена в 2017 году. С каждым годом детей всё больше, они видят друг друга, знакомятся. Растёт уровень детских хоров, и это очень радует.
— Во время боевых действий хор на время прекратил свою деятельность. По возвращении с чего начинали? Каковы особенности деятельности хора послевоенного времени?
— Хор на время боевых действий свою деятельность не прекращал, начинать с начала не пришлось. В самое ужасное время военных действий дети, наоборот, выросли. Им пришлось петь на службе даже то, чего они ещё не знали. А время у нас и сейчас не послевоенное — ещё идут активные боевые действия, по ночам их достаточно громко слышно. Люди возвращаются, но далеко не все, кто уехал. Хор увеличился — уже года два в нём 18 человек.
— Каких авторов духовной музыки Ваш хор исполняет за богослужением и на концертах?
— Мы очень любим монахиню Иулианию (Денисову). Сейчас нам очень понравился Овчинников, он тоже пишет достаточно несложные музыкальные произведения. Туев и Христов очень хорошо пишут. Недавно мы открыли для себя Майкла Азовских — это современный украинский композитор. Ещё можно назвать Кустовского и Лапаева.
У нас достаточно разнообразный репертуар. На богослужении мы полноценно поём на два хора. В соборе есть сборники произведений, которые пел правый хор ранее. Многие песнопения оттуда мы поём обоими хорами — здесь уже не выбираем. Если надо — и Бортнянского поём, и Дегтярёва, но чаще всего — такие произведения, которые считаем более молитвенными. Репертуар подбираем всем коллективом. Конечно же, прислушиваемся к мнению нашего владыки.
— Как происходит поиск нот современных авторов?
— В Интернете. Этим в основном занимается мой помощник — один из первых хористов, бас, очень общительный мальчик. Он знает, что мне может понравится, потому что вкусы у нас совпадают.
— Скажите несколько пожеланий современным авторам духовной музыки.
— Спасибо вам большое за музыку, которую вы пишете! Вы нам очень нравитесь. Пишите побольше «Агиосов», «Ис полла», потому что их сейчас мало, мы будем рады. Божьей вам помощи!