Протоиерей Георгий Цыганов
Священник, староста и их команда
24 октября 1857 года выпускники Кембриджского университета (Великобритания) основали в Шеффилде первую в мире футбольную команду. Тогда никто не знал, чем обернётся это начинание. Протоиерей Георгий Цыганов, настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Кировское, тоже пока не знает, что вырастет из детей, которых он увлёк игрой в футбол, но надеется, что они будут христианами.
Футбольный клуб при храме
— Футбольная команда при нашей воскресной школе была создана два с половиной года назад. Инициатива была моя. Посмотрев на методы работы в школе, я понял, что детям сухая информация о Боге и вере неинтересна. Особенно это касалось мальчишек. Возникла идея создать футбольную команду, тем более что староста нашего храма в своё время занимался футболом, состоял в молодёжном олимпийском резерве в 1990-х годах. Захотелось сделать секцию, чтобы подтянуть новых ребят в храм, чтобы детям из воскресной школы было интереснее туда ходить.
Изначально мы решили создать детскую команду. Мы — это я и староста нашего храма, который стал тренером. Обычно делим детей на две команды: в одной играет он, в другой я. Стоим на воротах, а дети проводят основную игру. Принимаем всех желающих, у нас уже довольно много детей. Пока ещё тепло, тренируемся под открытым небом. У нас в городе есть для этого приспособленное поле, туда приходит много детей из соседних домов, друзья воспитанников нашей воскресной школы. Нет такого, что играют только те, кто ходит в школу при храме. Это был бы неправильный подход.
Благодаря тому, что мы принимаем всех желающих, многие дети сначала просто приходили поиграть, а потом и в храм стали ходить. Они видят, что православные — это не какие-то странные люди, которые ходят в церковь и читают непонятные книжки, а такие же, как они. Когда мы стали проводить выездные игры, дети ещё больше потянулись. Они поняли, что ими готовы заниматься и развивать.
А тренеры кто?
Наш тренер — Игорь Евгеньевич Мартынов, ему 35 лет. Он давно увлекается футболом, это неотъемлемая часть его жизни. Постоянно общается с любителями этого вида спорта у нас, в Кировском. Несколько раз в неделю они собираются и проводят матчи. Для него это не детское увлечение, а средство поддерживать физическую форму, общаться, да и вообще отдушина.
Я тоже всегда увлекался футболом, но в дворовом формате. Работая с командой, увидел возможность показать детям, что священник — это не человек, одетый в красивую одежду на службе, недоступный и загадочный. Наоборот: с ним можно общаться. Мы собираемся, они берут у меня благословение, начинается игра. Если я опаздываю на тренировку, они потом подбегают, берут благословение и дальше занимаются. Это хороший стимул для воцерковления детей: прийти в храм и увидеть, что там их никто не отталкивает.
Наш тренер помогает мне в этой работе, ему небезразлична судьба детей не только в нашем храме, но и в целом. Он этим болеет, переживает и, как небезразличный человек, помогает мне.
Выругался? — упал, отжался!
Отношения у нас в команде хорошие, дружеские. Бывают какие-то перепалки, когда один дал пас, другой его не принял, но серьёзных конфликтов нет. Ругательства запрещены, за плохие слова наказываем отжиманиями. Десять раз отжался — в следующий раз уже подумает, прежде чем говорить. Это очень хорошо помогает в плане дисциплины. Поначалу бывало, что у них вырывались плохие слова, они ведь из школы к нам приносят всё это, но сейчас, слава Богу, такого практически не бывает.
Отношения в команде во многом зависят от игры, от того, кто в какой форме пришёл на тренировку или матч. Мы стараемся не допускать неприятных ситуаций. Спортивный азарт очень хорошо перемалывает негативные эмоции. Если мы видим, что у детей подшучивания переходят грань допустимого, то мягко это пресекаем. С теми, над кем подшутили, тоже стараемся поговорить и объяснить поведение товарищей. Дети должны привыкать к взрослой жизни, понимать, что их не только по голове будут гладить. В жизни бывают разные моменты, а игра очень хорошо показывает, кто есть кто. Даже взрослому человеку сложно себя контролировать во время игры, что говорить о детях! Мы видим, какие они, у нас есть возможность корректировать их недостатки: что-то аккуратно подсказать раз, второй, третий, а потом они и сами начинают следить за собой.
От дружеских матчей к дружескому общению
Мы с ребятами регулярно ездим на соревнования. Позанимались пару месяцев и поняли, что друг с другом играть скучновато. В поиске соперников для игр я обратился к настоятелям окрестных храмов, потому что при каждом есть воскресная школа, а в школе — дети, которые наверняка играют в футбол. Сначала все стеснялись, отказывались, но потом мы преодолели эту стену. Первая игра была с командой Иоанно-Богословского храма из Шахтёрска. Потом встречались с командами Андреевского храма Ждановки, Петро-Павловского храма Розовки и Покровского собора Енакиево. Это были дружеские матчи: мы съезжались, играли, после чего всех ждал сладкий стол. В неформальной обстановке дети могли сблизиться, пообщаться. Наши ребята видели, что в других храмах тоже ведётся работа с детьми, узнавали, кто чем занимается.
Опыт побед и поражений
Если говорить о спортивных успехах, то они бывают разными. Первая игра подорвала дух наших футболистов, поскольку они проиграли Шахтёрску. Потом мы с тренером провели разъяснительную работу, сказали, что ехали не за победой, а за игрой. Дружественный матч, каким бы счётом не закончился, прежде всего остаётся дружественным. Да, конечно, быть победителями приятно, но, значит, в чём-то противники были проворнее, сплочённее.
Мы проанализировали ошибки, пришли к выводу, что иногда на тренировках мухлевали — просто побегали, и всё. Тренировка же заключается в отработке определённых навыков: групповой игры, защиты, нападения — тех моментов, на которых они обычно расслаблялись. Им показали: вы не хотели трудиться — и проиграли. Выиграли те, кто приложил больше усилий. Наверное, этот опыт стал нашей победой. Потом мы не раз играли с Розовкой — были и победы, и поражения. Сыграли со Ждановкой, там очень сильная команда. Мы у них выиграли, и это очень вдохновило ребят.
Как бы ни закончилась игра, дома разбираем ошибки и недоработки, чтобы парни понимали, к чему стремиться, чтобы не думали, что побегали — и молодцы. Молодцы, конечно, но надо понимать: тренировка — это работа, а не просто время, когда мы общаемся.
Священник в спортзале
Очень редко бывает, что я стою на тренировке. Разве что в спортзале, когда там много людей и места мало. В остальных случая стараюсь всё делать вместе с детьми: обязательно пробежаться, отжаться — включаюсь в то, что им тренер говорит. Они видят, что мне в чём-то тяжело, могут подшутить, это всё очень сближает нас. Я после этих тренировок в школу захожу — ко мне многие подбегают, берут благословение, их это не смущает. Те, кто пока стесняется, просто кричат через весь коридор: «Батюшка, привет!»
У нас сложились очень хорошие отношения, и это — главная победа, которой мы добились. Мы ведь не стремимся создать из них чемпионов. Я прекрасно понимаю, что в десятом классе им всё это будет не так интересно. Они будут приходить в храм, но от тренировок отойдут. Сейчас уже посматриваем на деток 5-6 лет — мы их тоже подтянем, чтобы была ещё одна команда. В то же время я верю, что фундамент нашего общения с детьми останется. Как бы ни сложилась их судьба, приезжая в Кировское, они при встрече со мной будут чувствовать то же, что и сейчас. Хочется сохранить эту большую и хорошую дружбу.
С командой из Шахтёрска
Миссионерский аспект
Конечно же, в нашей работе важен миссионерский аспект. Для детей, которые приходили в церковь только куличи освятить с родителями, храм стал местом, куда они идут не просто так. Многие из них здесь в первый раз исповедались, причастились. Ребята стали приводить своих друзей в команду, эти друзья стали ходить в храм, участвовать в таинствах. Это же замечательно! Да, кто-то пока ещё только на пути к этому. Есть те, кто приходит, потому что друзья пришли. Остальные через наш клуб приближаются к Богу.
Я не рассказываю им проповеди, но бывают моменты, когда они поссорились, подрались, кто-то кого-то задел или ударил — и я разговариваю с ними, объясняю всё на жизненных или библейских примерах. Они уже понимают, что такое грех. Причём не абстрактно, а серьёзно понимают. Знают, что выругаться или унизить кого-то грешно. Так что миссионерская работа ведётся — не напоказ, исподволь, но она есть.
Ответ скептикам
Я бы не стал возражать скептикам, считающим, что мы стремимся «завлечь» в храмы молодёжь. Не вижу смысла кому-то что-то доказывать. Никому из детей я не говорю: «Если ты ходишь в секцию, тогда обязательно посещаешь и храм, в обратном случае в секцию ходить не будешь». Это неправильно и глупо. Думаю, это самый плохой подход, он никогда не принесёт плода. Сейчас мы выстроили нашу работу таким образом, что детям становится интересно с теми детьми, которые идут в храм. Интересно не только на тренировке, но и в жизни. Вот они созвонились, пришли вместе к нам. Видят меня не как какого-то дядьку, который ходит, машет кадилом и разговаривает во время богослужения на непонятном языке, но как человека, которого прекрасно знают. Фамильярности они не допускают, относятся с уважением, но не боятся.
Неправильно затягивать силой в храм. У нас им просто становится интересно: а что дальше? Они встретились, сыграли, пообщались. Увидели, что есть коллектив. Стало интересно: вот есть дети, которым интересно в храме. Что их туда привлекает? Зачем в воскресенье идти туда, если можно поспать? В итоге они тоже начали к нам приходить. Это очень интересно наблюдать.
Средний возраст нашей команды — 11-13 лет. Я их постоянно исповедую, знаю проблемы каждого ребёнка, могу что-то подсказать. Некоторые дети приходят с родителями, которых сами подтянули — есть и такие случаи. Сейчас эти родители — мои постоянные прихожане.
Подарить детям любовь и заботу
Неправы люди, считающие, что мы кому-то навязываем себя или своё мнение. Это просто жизнь. Церковь — не общество избранных, это обыкновенные люди, которые живут в нашем мире, с теми же желаниями, интересами, что и у других. Например, наш староста: играет с обычными мужиками в футбол, им это интересно. Вот и детям мы просто сделали что-то интересное. С ними занимаются, ими интересуются.
У нас в Кировском это очень большая проблема: молодёжью практически никто не занимается. Были раньше какие-то кружки, был выбор, детям и подросткам имелось, чем заняться. Если этого нет, ребёнку сложно куда-то себя направить. С ним надо быть рядом, подсказывать, как стать хорошим человеком и не стать плохим. Мы предлагаем им футбол, и пока детям с нами интересно. У нас один папа побывал, спрашивает: сколько это всё стоит? Для него было большим открытием, что нисколько. Судя по его реакции, он такого не встречал, чтобы просто так его ребёнку хотели сделать приятное. Значит, мы не зря этим занимаемся.
Подготовили Александр Сучков и Екатерина Щербакова