Екатерина Щербакова, Мария Цырлина
Театральная духовность, постный футбол и политологи-любители
Если любимый сериал продолжается, оторваться невозможно, пропущу — потом не увижу, а начался Великий пост? Можно ли в пост футбольные матчи смотреть? А в театр ходить? Спорить о политике?
Лучше не смотреть матч, а поиграть в футбол
Протоиерей Николай Мельничук, благочинный Дружковского округа:
Думаю, человек должен поститься в той мере, в какой понимает, что такое пост. Чтобы ответить на вопрос о сериале и соцсетях, нужно знать: какая у человека цель в жизни? Какова цель его поста? Если он поставил себе целью спастись, если он хочет с помощью поста изменить ум, чувства, желания — он увидит, что ему мешает на этом пути. Какие его охватывают эмоции, когда он смотрит фильм или заходит в интернет? Всё зависит от уровня духовности человека.
Средств, чтобы проверить этот уровень, нет. Каждый сам должен проанализировать, что составляет цель его жизни, что мешает ему стать чище, добрее, ближе к Богу, полюбить ближних, творить милостыню. Тогда все побочные моменты будут видны. И тогда можно решить, нужно от них отказываться или нет. И на телевидении, и в интернете есть и хорошее, и плохое — кто что ищет. Можно найти интересные и душеспасительные передачи, лекции, фильмы, а можно потратить время на информационный мусор.
Тому, кто спрашивает, можно ли в пост смотреть матчи, я бы ответил так: лучше поиграть в футбол. Тем более, если человек семейный, имеет детей или внуков — намного больше пользы поиграть в футбол с ними. Человеку же азартному доказывать, что нельзя смотреть футбол, бесполезно. Если для него футбол на первом месте в жизни — ну что тут можно сказать…
Конечно, если человек не переживает матч страстно, если спокойно переносит выигрыши и проигрыши своей любимой команды, если может любой просмотр завершить словами: «Слава Богу за всё!» — тогда можно и посмотреть. Если у него поднимаются недовольство, гнев и осуждение, тогда лучше воздержаться. А то есть такие азартные люди, которые в случае проигрыша любимой команды ещё и на семье отыгрываются, выливая своё плохое настроение на близких. Таким лучше всё-таки стараться ограждать себя от подобных развлечений.
СПРАВКА
Трезвение — христианская добродетель, которая состоит во внимании к своей духовной жизни, непрестанном бодрствовании над собой, молитве и памятовании о Боге, благоговении, хранении себя от всякого греховного помысла, чувства и желания.
Для того чтобы избавиться от какого-либо греха, недостаточно прийти на исповедь и покаяться в нём, мало также сожалеть о нём каждый раз, когда мы согрешили. Как бы глубоко мы после не раскаивались, мы всё равно будем впадать в этот грех снова и снова. Чтобы не согрешать, христианин должен проводить жизнь в трезвении, то есть быть внимательным к себе, и когда приходит греховный помысел — прилог, — сразу отгонять его.
Если человек серьёзно постится, то лучше, чтобы пост его заключался не только в еде, но в перемене сознания и образа жизни. Пусть лучше чаще посещает храм, чем смотрит футбол. Сейчас есть возможность подышать духовной атмосферой Великого поста, побыть в своей маленькой пустыне. Всё-таки 10-20 минут домашней молитвы — это недостаточно, чтобы переменить ум, а вот длительные церковные службы помогают человеку уйти от всего, что его держит в миру.
Относительно театра — многое зависит от того, что смотреть. Конечно, дать какой-то обобщённый ответ нельзя. Есть определённый уровень сознания, воспитания у людей. Есть те, кто привык с ранних лет жизни посещать театр, у кого-то это семейная традиция. Или бывает, что человек ещё не дошёл до храма, и для него театр — это как чтение хорошей литературы: возможность развиться, подняться на какой-то новый уровень.
В целом, здесь снова нужно ответить на вопрос: зачем человек идёт в театр? Почему именно этот спектакль смотрит, с какой целью, с какими чувствами? Чему он хочет научиться?
Есть разные уровни сознания, которые ставят перед человеком разные вопросы. «Что мы будем есть?» и «во что мы будем одеваться?», «для чего я живу?» и «что со мной будет после смерти?». Тот, кто задаётся двумя последними, будет стремиться хоть немножко походить на достигших святости. Такому человеку лучше вместо театра пойти в храм.
Если человек ещё в самом начале духовного пути, то можно и спектакль посмотреть (с оглядкой на репертуар, конечно). И всё-таки в период поста христиане ограничивают себя от таких вещей. Лучше пойти в больницу, посетить нуждающихся людей или интернат.
Часто у нас под словом «духовность» понимают литературу, театр, искусство — путают с культурой. Но воцерковлённый человек, понимающий под духовностью совсем иные вещи, если пойдёт в театр в пост, что-то, может, и приобретёт, но что-то и потеряет. Поэтому верующему лучше прийти к своему духовному наставнику и посоветоваться с ним.
Я прихожанам обычно рекомендую политические вопросы не поднимать. Сейчас на человека изливается такой поток информации, что каждый может найти ту, какую хочет слышать. И при обсуждении политических тем у людей очень редко бывает созвучие. Чаще начинают спорить. А какой смысл спорить? Ведь от этого ничего не меняется. Мы на политику повлиять не можем, а она на нас — может, особенно на тех, кто ей излишне увлечён.
СПРАВКА
В отношении греха добродетель трезвения — это привычка подумать прежде, чем что-то сделать. Именно в трезвении и заключается борьба с грехом — духовная брань. Священное Писание учит нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Однако если попробовать быть внимательным к себе на протяжении хотя бы одного часа в течение дня, то окажется, что сделать это не так просто — всё наше внимание легко рассеивается, как только наши мысли что-нибудь отвлечёт, и мы легко впадаем в грех.
Поэтому в христианской аскетике существуют духовные упражнения, которые помогают научиться трезвению. К ним относятся:
- молчание (неучастие в праздных разговорах, отказ от просмотра пустых развлекательных телепередач и фильмов, посещения развлекательных сайтов и т.п.);
- молитва и постоянная память о Боге (многие святые для научения непрестанной молитве практиковали молитву Иисусову);
- стремление замечать в себе появляющиеся мечтательность и греховные помыслы и пресекать их — самонаблюдение;
- смирение, самоукорение и непрестанное призывание помощи Божией;
- труд и совершение дел милосердия;
- память о смерти.
Нужно жить в гармонии со своей совестью
Протоиерей Вадим Ильчук, благочинный Иово-Почаевского округа Константиновки:
Если человек сильно привязан к сериалу — нужно разобраться, что его так привлекает. Если сериал обогащает его знания или отвлекает от тяжёлых будней — то почему бы и нет? Но важно, чтобы интерес не переходил в страсть. Для священника один из самых сложных вопросов нынешнего времени именно этот: как определить информационную страсть? Как сделать, чтобы информация приносила пользу для души и спасение?
Если просмотр фильма или передачи разжигает какие-то страстные чувства, то его нужно ограничить. Сейчас часто в сериалах есть и откровенные сцены, и насилие. И вообще, сколько я ни пытался смотреть сериалы, во всех как будто заложена цель — отвлечь человека от главного: целомудрия, спасительного пути. Хотя внешне всё может быть покрыто взаимной любовью и милосердием, но в конце концов так или иначе нарушаются Божьи заповеди. Даже если фильмы о любви и отношениях, в них сплошь разводы, новые партнёры. И сложно представить себе сериал, где не нарушались бы заповеди иметь одну жену и носить тяготы друг друга.
Конечно, в пост не нужно смотреть блокбастеры или фильмы ужасов, но есть множество замечательных фильмов, которые не грех смотреть. Есть прекрасные исторические и документальные фильмы. В них показаны исторические события, которые сейчас всячески искажаются — о Великой Отечественной войне, например.
Есть люди, которые осуждают актёров — мол, это лицедеи… Но я думаю, что быть хорошим актёром — не грех. А для того, чтобы таким стать, нужно учиться. Важно, чтобы целью обучения было желание нести радость и познание Истины людям, а не самолюбование. Нужно стремиться рассказать своим искусством, что всюду — Господь, Его промысл.
Соцсети — это бич нашего времени! В интернете всё так заманчиво устроено, что нужно иметь здоровое рассуждение и силу воли, чтобы вовремя остановиться. С сайта на сайт переходишь, и времени не замечаешь! Можно сутками там пропадать. И для детей сейчас столько всяких разработано уловок, что просто страшно, поэтому очень важен контроль взрослых и над собой, и над детьми. Это трудный момент и большое испытание для нас. Да, интернет полезен: очень быстро можно найти любую информацию — но есть люди, которые пользуются им с корыстными целями.
Соцсети тоже неоднозначны. Дети провели в школе весь день вместе, приходят домой — и тут же заходят во «ВКонтакте», чтобы общаться с теми, с кем только что расстались. Я этого не понимаю. Одно дело, когда друзья уехали, когда разделяет большое расстояние — тогда это очень хорошо. Быстро, экономно. Но во всём должна быть мера. И детям это нужно объяснять, проводить воспитательные беседы, рассказывать: посмотри, это отнимает твоё время. А ведь самый дорогой дар человеку от Бога — это время!
Здоровье можно подлечить, финансы заработать, а вот время не восполнишь. Прожил час — его невозможно отмотать назад и пережить снова. Как ценно оно для нашего спасения! Чтобы успеть сделать больше добрых дел, успеть себя воспитать — на это времени, как правило, не хватает. А люди тратят его на соцсети. Казалось бы, не скажешь, что потратил его в соцсетях на ненужное — но, проанализировав, понимаешь: можно было и без них обойтись.
Футбол — это тоже страсть, что бы ни говорили. Но человек должен ведь и какой-то земной информацией жить. Мы же не аскеты, которые живут в заточении. Насчёт футбола могу сказать, что, наверное, мужчины, которые его смотрят, в детстве мечтали стать футболистами. Это тоска по мечте, по достижениям, которых у них нет. Есть люди, которые родились с какими-то физическими проблемами, а о спорте мечтали, и футбол по телевизору — это возможность приобщиться к своей мечте.
Я не думаю, что в спорте и футболе есть что-то плохое. Но люди, нечистые на руку, пользуются этой увлечённостью: устраивают тотализаторы, деньги зарабатывают. Из футбола сейчас устраивают шоу, да и весь большой спорт сейчас стал шоу. Всё упирается в деньги, рекламу. Играют на человеческих страстях. Идёт пленение тысяч людей. Но, тем не менее, я и сам люблю футбол смотреть.
Что касается Великого поста и просмотра матчей — всё должно быть в меру. Футбол — это один из способов отвлечься от тягот жизни. Время сейчас тяжёлое, люди порой просто уходят в просмотр матча или фильма, просто чтоб не думать о своих проблемах.
Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все понимали, что идёт пост, что это время особенное. Но даже в этом случае не закроются же все от жизни и радости! Пост — это не угнетение, это радость спасения, и мы можем и должны радоваться в пост! Сам Господь сказал: постишься — не посыпай голову пеплом. Так и мы в пост должны показать своё радушие, умение поддержать, помогать, сочувствовать. Мы не должны вести себя как отщепенцы — мол, всё ваше для нас чужое. Апостол Павел сказал: «для всех я стал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, нужна молитва. Нужно просить Господа, чтобы Он открыл очи сердца, и чтобы мы увидели, где рядом с нами Господь, а где — мираж, прелесть, обольщение. Ведь даже святые угодники сталкивались с этим — что уж говорить о простых людях, живущих среди мирских соблазнов.
Если человек задумывается: «А что бы мне придумать в следующее воскресение? Пойду-ка в театр!» — тогда лучше воздержаться. Лучше посетить немощных людей или с собственными детьми прогуляться. А если приехал театр, которого человек ждал половину жизни, с прекрасным актёрским составом и столь же замечательным представлением — почему бы и нет? Во всём нужно рассуждение.
СПРАВКА
Трезвение невозможно без смирения перед Богом — осознания, что у нас есть недостатки и пороки, с которыми нам нужно бороться. Важно помнить, что человек обретает трезвение, как и любую другую добродетель, не только своими силами, но и действием благодати Божией.
Тот, кто приобрёл эту христианскую добродетель, научится не согрешать и сможет обрести чистоту сердца. А чистым сердцем Христос обещал, что они «Бога узрят» (Мф. 5:8).
О политике вообще не надо спорить. Я в принципе не вижу смысла спорить, а о политике — тем более. В последнее время там столько грязи, двусмысленности, лжи, что очень трудно верить кому бы то ни было. Вообще, странен сам вопрос. Что значит: «можно ли в пост спорить»? Как будто не в пост спорить можно!
Для рассуждений о политике есть политологи, для которых это профессия. А простой человек, если он не имеет определённого образования, не наблюдает законотворческих процессов и тому подобного, будет только осуждать. Правильно воспринимать перемены и их анализировать простой человек вряд ли сможет. Нужно ведь знать все предпосылки: почему случается то или иное событие, что к нему привело, что за ним стоит. Я думаю, простого обывателя интересует одно и то же: плохие правители, плохое время… Но что ты сделал для того, чтобы стало лучше?
Православным христианам следует помнить, что мы здесь в гостях, и нужно уметь принимать то, что мы заслуживаем. Нужно исправлять всё сначала в самих себе. Если в головах наших не будет мира, мира не будет нигде, потому что мир рождается в сердце и уме человека. Поэтому нужно жить в гармонии со своей совестью и в мире с окружающими.
Подготовили Екатерина Щербакова и Мария Цырлина
Читайте также:
Зачем нужен пост, если христианство — это свобода?
Великий пост: устав против жареной картошки?
Школа поста, страх колбасы и бабушки в «Одноклассниках»
Вести ли войну за пост, если семья против?